Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 декабря 2009 г. N Ф04-8300/2009 по делу N А46-16028/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2009 N Т-183 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление) о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 100 000 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 11.08.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования ОАО "ОЗГА" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОЗГА", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество заявляет, что судом не проверялся факт законности проведения проверки, основания для продления срока проведения проверки, не дана оценка всем обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления до начала судебного заседания не представлен.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Общества и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Омской транспортной прокуратурой в отношении Общества была проведена проверка на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в ходе проверки выявлено множество нарушений.
Омским транспортным прокурором принято постановление от 08.06.2009 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Выше указанное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Росприроднадзора по Омской области для рассмотрения в порядке административного производства.
30.06.2009 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого было принято постановление от 30.06.2009 N Т-183 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания.
Оставляя без изменения, состоявшиеся судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление деятельности.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Неисполнение юридическими лицами требований Закона об отходах производства и потребления, предъявляемых к деятельности по обращению с опасными отходами, является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются такие отходы.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В ходе проверки и судом первой инстанции установлены следующие нарушения:
- в нарушение статьи 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отработанные аккумуляторы вывозились (транспортировались) с территории предприятиями организациями, не имеющими соответствующей лицензии;
- в нарушение требований статьи 26 Закона об отходах производства и потребления порядок осуществления производственного контроля не разработан и не согласован с соответствующими государственными органами;
- в нарушение Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, превышено предельно допустимое количество отходов, разрешенных для временного размещения на территории предприятия (в том числе аккумуляторов свинцовых 42 ед. вместо 703 т. в год по лимитам размещения; автомобильных масел отработанных 1 т. вместо 0, 425 т. в год; отходов лакокрасочных 9 т. 320 кг вместо 0, 829 т. в год). Договор на вывоз этих отходов со специализированной организацией на предприятии отсутствует;
- в нарушение части 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления на предприятии отсутствует приказ о допуске лиц к работе с опасными отходами, в связи с чем невозможно сделать вывод о том имеют ли лица, непосредственно работающие с опасными отходами, профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
- в нарушение статьи 11 Закона об отходах производства и потребления на территории завода хранились отходы (отходы строительных материалов), проект на образование которых и лимиты на размещение которых не разработаны;
- проектом нормативов образования на территории предприятия отходов и лимитов на их размещение предусмотрено, что отработанные автомобильные масла должны храниться на площадке, имеющей водонепроницаемое покрытие и под навесом. Между тем территория предприятия, отведенная для временного накопления отработанных автомобильных масел водонепроницаемого покрытия не имеет, не оборудована навесом. Кроме того, на территории площадки, где хранятся отработанные автомобильные масла, на момент проверки на почве размещено 5 металлических бочек, емкостью по 200 литров с неустановленным содержимым веществом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Исходя из указанных обстоятельств и норм права следует, что любые лица, трудовые функции которых связаны с образованием, сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов, должны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами).
Работники Общества, непосредственно контактирующие с опасными отходами (например, при сливе отработанного масла или при обращении лакокрасочного покрытия), не имеют специальной подготовки, следовательно, выводы административного органа о допущении вменяемых нарушений являются правомерными.
На момент проверки на территории завода были временно размещены строительные отходы, образовавшиеся в результате проведения восстановительно-ремонтных работ покрытия дорог внутреннего пользования, которые в ходе ремонтных работ были использованы повторно. Данные отходы постоянно на предприятии не образуются, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не учтены, так как в проекте должны быть учтены отходы, постоянно образующиеся в процессе производственной деятельности.
Таким образом, ОАО "ОЗГА" были допущены нарушения норм природоохранного законодательства, а доводы Общества не опровергают установленные правонарушения, следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Переоценка данных фактических обстоятельств, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.08.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16028/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. N Ф04-8300/2009 по делу N А46-16028/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании