Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 января 2010 г. по делу N А27-9502/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 г.
Открытое акционерное общество "Разрез Сереульский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию, г. Москва, (далее - Роснедра), Управлению по недропользованию по Кемеровской области, г. Кемерово, (далее - Кузбасснедра) о признании незаконными действий: по принятию заявки на участие в аукционе на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Урегольский Новый в Кемеровской области; по заключению договора о задатке для участия в аукционе на получение права пользования недрами; извещения от 23.07.2008 N 13-5/1550 "Об утверждении результатов аукциона по участку Урегольский Новый", а также о признании недействительными решений Роснедра, оформленных приказами от 20.12.2007 N 1781 и от 02.07.2008 N 585.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.12.2008, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2009 решение от 26.12.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением арбитражного суда от 23.09.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Арбитражный суд исходил из того, что факт нарушения законодательства о недрах, выразившийся в предоставлении организаторами аукциона недостоверной геологической информации об участке недр, являющимся предметом аукциона, подтверждается материалами дела. Кроме того, арбитражный суд пришел к выводу, что Общество не пропустило трехмесячный срок обращения в суд.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Роснедра просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное истолкование судом закона, на неприменение закона, подлежащего применению. Роснедра указывает, что его приказ об утверждении итогов аукциона не является тем решением, которое указано в части 6 статьи 10.1 Закона РФ "О недрах", а права Общества, связанные с пользованием недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Урегольский Новый Урегольского каменноугольного месторождения, не нарушены.
В кассационной жалобе ОАО УК "Южный Кузбасс" просит отменить решение арбитражного суда, указывая на то, что отсутствуют основания для судебной защиты не принадлежащего Обществу исключительного права на разработку подлежащего лицензированию участка недр.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
Отзывы на кассационные жалобы от других лиц, участвующих в деле, к началу судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представители Роснедра, Кузбасснедра, Общества и ОАО УК "Южный Кузбасс" поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационных жалоб и возражений относительно жалоб, считает, что решение арбитражного суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, приказом Роснедра от 20.12.2007 N 1781 объявлен аукцион на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Урегольский Новый Урегольского каменноугольного месторождения, расположенного на территории муниципальных образований "Новокузнецкий район" и "Мысковский городской округ" Кемеровской области (далее - Лицензионный участок), а также утверждены Порядок и условия проведения аукциона.
Порядок и условия были опубликованы в бюллетене "Недропользование в России" в выпуске N 24 от 26.12.2007.
В период с 25.04.2008 по 26.06.2008 проведен аукцион на право получения лицензии по добыче угля на участке Урегольский Новый.
Решением Роснедра, оформленным приказом от 02.07.2008 N 585, утверждены итоги аукциона, победителем которого было признано ОАО "Разрез "Сереульский".
Посчитав, что сведения о лицензионном участке недостоверны, Общество оспорило в судебном порядке указанные решения и действия по проведению аукциона.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление Общества, не учел следующее.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании помимо осуществления проверки соответствия оспариваемого акта (решений и действий (бездействия) или его отдельных положений) закону или иному нормативному правовому акту, также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт (решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд не в полной мере учел данные требования.
Оспаривая действия Кузбасснедра по принятию заявки на участие в аукционе, по заключению договора о задатке для участия в аукционе, извещения об утверждении результатов аукциона, а также решений Роснедра, выраженных в приказах N 1781 от 20.12.2007 по проведению аукциона и N 585 от 02.07.2008 об утверждении итогов аукциона, Общество указало, что данные действия и решения не соответствуют статье 7 Закона "О недрах", а Порядок и условия проведения аукциона содержали недостоверные сведения о том, что в пределах лицензионного участка действующие лицензии на право пользования недрами отсутствуют, геолого-разведочные работы, выполняемые за счет федерального бюджета и бюджета Кемеровской области не ведутся. Общество полагало, что ему будет предоставлено исключительное право осуществлять пользование недрами в границах предварительного горного отвода.
Однако из абзаца 4 статьи 7 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон о недрах) следует, что исключительным правом осуществлять в границах горного отвода пользование недрами имеет пользователь недр, получивший горный отвод, в соответствии с предоставленной лицензией.
В силу абзаца 7 статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Из смысла статей 10.1, 11 Закона о недрах вытекает, что право пользования участком недр возникает после вынесения конкурсной или аукционной комиссии решения о предоставлении права пользования участком недр и получения победителем аукциона лицензии, удостоверяющей право ее владельца на право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На момент принятия Роснедра оспариваемых актов и совершения Кузбасснедра оспариваемых действий Общество не являлось недропользователем, не имело лицензии на право пользования участком недр, горный отвод ему не предоставлялся.
Общество не обосновало, какими законами и иными нормативными правовыми нормами регулируются действия Управлений по недропользованию субъектов Российской Федерации по принятию заявок на участие в аукционе, по заключению договоров о задатке, а также по извещению участников аукциона о результатах аукциона, каким нормам не соответствуют и каким образом нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Роснедра приказом от 20.12.2007 N 1781 утвердило Порядок и условия проведения аукциона и состав аукционной комиссии. Согласно пунктам 4 и 5 приказа Управлению по недропользованию по Кемеровской области поручено обеспечить организационную подготовку аукциона, в том числе публикацию извещений о проведении аукциона в средствах массовой информации; начальнику Кузбасснедра предоставлено право подписывать от имени Федерального агентства по недропльзованию договор о задатке с заявителями.
В соответствии с пунктами 7.5, 7.6, 7.7, 7.8 Порядка и условий проведения аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Урегольский Новый Урегольского каменноугольного месторождения в Кемеровской области Кузбасснедра осуществляет регистрацию всех поступающих заявочных материалов с указанием на заявке ее номера, даты и времени получения, а также подписывает договор о задатке со стороны Роснедра. По истечении времени приема заявок на участие в аукционе рабочая группа организует вскрытие запечатанных конвертов с заявочными материалами с составлением их описи. Один экземпляр заявочных материалов вместе с протоколом рабочей группы о вскрытии конвертов и описью заявочных материалов, второй экземпляр Договора о задатке направляются в Роснедра. Заявители, подавшие заявку, извещаются Кузбасснедра на основании решения Роснедра о ее приеме или отказе в ее приеме в письменной форме.
Заявители, допущенные к участию в аукционе, должны в установленные сроки в соответствии с условиями, предусмотренными приложением 3 к настоящим условиям, внести на текущий счет, открытый Роснедра, задаток в размере 100 процентов разового (стартового) платежа. Заявители, не внесшие в установленные сроки задаток на участие в аукционе, к участию в аукционе не допускаются.
Следовательно, на Кузбасснедра возложена лишь техническая работа по регистрации заявок и заключению договоров о задатке от имени Роснедра. Договор о задатке является обязательным документом при подаче заявки на участие в аукционе.
Статья 14 Закона о недрах содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в приеме заявки на участие в аукционе.
Действия Кузбасснедра по приему и регистрации заявки и по заключению договора о задатке соответствуют действующему законодательству и Порядку и условиям проведения аукциона, утвержденному Роснедра, и не нарушают какие-либо права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Бесспорных доказательств нарушения прав и законных интересов указанными действиями Кузбасснедра Обществом не представлено.
Общество, оспаривая действия Кузбасснедра по направлению извещения победителю аукциона, не обосновало, каким нормам не соответствуют указанные действия, и какие права и законные интересы нарушены данным извещением.
Выводы арбитражного суда о том, что организаторами аукциона предоставлена недостоверная информация об участке недр, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 7 Закона о недрах установлено, что при предоставлении лицензии устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Согласно Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 07.02.1998 N 56 и приказом начальника Госгортехнадзора России от 31.12.2007 N 58 при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Из материалов дела следует, что Кузбасснедра проведен комплекс подготовительных работ. Согласно государственных реестров участок Урегольский Новый относится к нераспределенному фонду недр, и включен в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование. Включение указанного участка в Программу лицензирования и установление предварительных границы участка согласовано с Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области, ОАО "Кузбассгипрошахт", с Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, с муниципальными образованиями, на территории которых расположен участок, с Управлением Росприроднадзора, Верхнее-Обским бассейновым водным управлением, Агентством лесного хозяйства по Кемеровской области. Порядок и условия проведения аукциона согласованы также с администрацией Кемеровской области и Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области.
Таким образом, сведения о предварительных границах Лицензионного участка горного отвода включены в Порядок и Условия проведения аукциона на основании официальных сведений и после соответствующих согласований, в том числе с Управлением Ростехнадзора, в полномочия которого входит выдача акта горного отвода.
В деле отсутствуют доказательства о том, что в пределах Лицензионного участка имеются действующие лицензии на право пользования недрами и ведутся геолого-разведочные работы, выполняемые за счет федерального бюджета и бюджета Кемеровской области.
Лицензии на право пользования участками недр оформляются Роснедрами, соответственно данный орган имеет сведений о наличии или отсутствии действующих лицензий на спорный участок.
Пунктом 1.3 Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.11.2002 N 457-р установлено, что при комплектации пакетов геологической и иной информации по выносимым на аукцион участкам недр учитываются имеющиеся официальные данные и оценки по результатам ранее проведенных исследований.
Геологическая и иная информация о выставленном на аукцион участке изложена в Порядке и условиях проведения аукциона на основании официальных данных. С условиями проведения аукциона, в том числе о том, что информация по участку указана по состоянию на 1985 год, запасы угля указаны ориентировочно и были утверждены протоколом ГКЗ СССР в 1985 году, Общество было ознакомлено. Подавая заявку на участие в аукционе, Общество приняло все условия аукциона.
Согласно пункту 4 Порядка и условий проведения аукциона запасы угля по Лицензионному участку ориентировочно составляют 37 млн. тонн, а по степени геологической изученности соответствует категориям В+С1, т.е. степень неточности ориентировочного подсчета запасов составляет не менее 25 процентов, соответственно, исходная величина запасов имеет допуски _ 9 млн. тонн, т.е. от 28 до 46 млн. тонн.
Материалами дела подтверждается и не отрицается Обществом, что участок недр выставлен на аукцион с целью проведения разведки и добычи угля. Разведка месторождений полезных ископаемых включает в себя геологоразведочные работы, проводимые для выявления и геолого-экономической оценки запасов минерального сырья в недрах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.1.1. Порядка и условий проведения аукциона победитель аукциона должен обеспечить предоставление подготовленных в установленном порядке ТЭО кондиций и геологического отчета с подсчетом запасов каменного угля на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 18 мес. с даты государственной регистрации лицензии.
Подпункт "е" пункта 5.1.2. обязывает победителя аукциона согласовать со смежными горнодобывающими предприятиями проектную документацию на разработку лицензионного участка, включая уточненные границы горного отвода.
Таким образом, нельзя признать обоснованными доводы Общества о том, что оно рассчитывало на добычу угля не менее 37 млн. тонн и уменьшение запасов угля нарушает его права и законные интересы.
На основании изложенного, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда, удовлетворившего требования Общества, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и имеющимся в деле доказательствам.
Действия Кузбасснедра по принятию заявки, заключению договора о задатке и направлению извещения о результатах аукциона не противоречат нормам действующего законодательства, Положению об Управлении по недропользованию по Кемеровской области, осуществлены в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона.
Обжалуемые Обществом приказы Роснедра от 20.12.2007 N 1781 и от 02.07.2008 N 585 соответствуют действующему законодательству.
Исходя из предмета и оснований заявленных Обществом требований арбитражный суд кассационной инстанции считает, что Общество не предоставило бесспорных доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями и приказами.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда подлежит отмене.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.09.2009 по делу N А27-9502/2008 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении требований ОАО "Разрез "Сереульский" отказать. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2010 г. по делу N А27-9502/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании