Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 февраля 2010 г. по делу N А46-12266/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омский комбинат строительных конструкций" (далее - ОАО "ОКСК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) по внесению 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости (государственный земельный кадастр) экономических характеристик, а именно: кадастровой стоимости в размере 642 128 256 рублей, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 053 рублей 84 копеек за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:11 площадью 158 400 квадратных метров, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Ключевая, дом 37, и обязании заинтересованного лица исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об указанных экономических характеристиках.
Определениями суда от 05.06.2009, от 28.07.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением от 08.09.2009 (судья С. Г.В.) Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением от 19.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 08.09.2009 отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ОКСК" требований.
В кассационной жалобе ОАО "ОКСК" просит постановление от 19.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить и оставить в силе решение от 08.09.2009 Арбитражного суда Омской области.
Заявитель считает, что внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании полученных результатов проведенной кадастровой оценки без их утверждения Правительством Омской области, не соответствует процедуре, установленной законом и нарушают его права и законные интересы, как налогоплательщика.
ОАО "ОКСК" указывает на необходимость в качестве способа восстановления его нарушенного права обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости земельного участка.
Заявитель полагает, что им не был пропущен трехмесячный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Омской области ссылаясь на необоснованность ее доводов просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель ОАО "ОКСК" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что ОАО "ОКСК" на праве постоянного бессрочного пользования имеет земельный участок площадью 158 400 квадратных метров с кадастровым номером 55:36:31 02 03 09 01:001:0000 (усл), предоставленный под производственную базу по адресу: город Омск, улица Ключевая, дом 37, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.03.2000 серии АА N122762.
По данным выписки из государственного кадастра недвижимости от 30.06.2009 исходящий N 5536/219/09-230 земельному участку кадастровый номер 55:36:140102:11 (предыдущий номер 55:36:31 02 03 09 01:001:0000 (усл) соответствует кадастровая стоимость в размере 642 128 256 рублей исходя из удельного показателя 4 053 рубля 84 копейки за квадратный метр.
Письмом от 10.04.2009 исходящий N 01-19/542 по запросу заявителя Управление Роснедвижимости по Омской области сообщило, что кадастровая стоимость земельного участка, имеющего номер 55:36:140102:11, составляет 642 128 256 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 4 053 рубля 84 копейки за квадратный метр, внесена в государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании отчета от 27.11.2007 N 05-09/02, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П) в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление N 174-П".
Посчитав, что действиями Управления Роснедвижимости по Омской области нарушен порядок внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:11, которые нарушают его права и законные интересы, ОАО "ОКСК" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые заявителем действия соответствуют закону и не нарушают его права и законные интересы. Кроме того, апелляционным судом в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований указано на истечение трехмесячного срока для подачи заявления о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из названных норм не следует, что при этой процедуре исполнительным органом утверждаются результаты кадастровой оценки по каждому участку, так как сама кадастровая стоимость устанавливается на единицу площади в границах соответствующей зоны. Повторного утверждения стоимости уже по конкретному участку законом не предусмотрено.
В рассматриваемом споре кадастровая стоимость в границах соответствующей зоны утверждена постановлением N 174-П.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:11, определенной на основании полученных результатов проведенной кадастровой оценки без их утверждения Правительством Омской области является правильным, так как законом не предусмотрено утверждение кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истцу, индивидуально Правительством Омской области и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами апелляционного суда о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость, ОАО "ОКСК" узнало из ответа Управления Роснедвижимости по Омской области от 10.04.2009 исходящий N 01-19/542, то процессуальный срок на обращение в суд не был пропущен.
Однако указанные обстоятельства не привели к принятию апелляционным судом неправильного судебного акта.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных апелляционным судом.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 19.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12266/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский комбинат строительных конструкций" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А46-12266/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании