Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 декабря 2009 г. по делу N А75-1334/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 г.
Муниципальное образование городского поселения Приобье в лице администрации городского поселения Приобье (далее - администрация поселения) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к муниципальному образованию Октябрьский район в лице администрации Октябрьского района (далее - администрация района) о признании права собственности на имущество в количестве 8 единиц (перечень указан в исковом заявлении), находящихся на территории поселка городского типа Приобье и предназначенного для организации в границах городского поселения Приобье тепло-, водоснабжения населения, и об обязании оформить документы, необходимые для передачи указанного имущества в собственность.
В качестве правового основания иска указаны статьи 83, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2007 N 170-оз "О порядке передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которого входят поселения" (далее - Закон N 170-оз).
Решением суда от 29.09.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация поселения подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить. Основанием к отмене указывает нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель считает, что суд пришел к ошибочному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права и неправомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку Федеральным законом N 122-ФЗ суду предоставлено право разрешать споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого путем признания за истцом такого права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта арбитражного суда первой инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Обращаясь с настоящим иском о признании права собственности на указанные в исковом заявлении объекты, истец ссылался на то, что администрация района и администрация поселения не урегулировали вопрос о передаче спорных объектов в собственность последнего, которые необходимы ему для решения задач по организации в границах городского поселения Приобъе тепло- и водоснабжения населения.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых интересов имеют заинтересованные лица. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения ответчиком, а также доказанность того обстоятельства, что избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенных прав.
Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном частью 11.1 статьи 154 данного Закона, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Вопросы передачи имущества из собственности муниципального района в муниципальную собственность городского поселения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры урегулированы Законом N 170-оз.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из положений статьи 2 названного Закона во взаимной совокупности с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 22.02.3008 N 43-п, пришел к правильному выводу, что в данном случае право собственности на передаваемое имущество возникает на основании правового акта Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по предусмотренной законодательством административной процедуре.
Признание судом права на получение в собственность спорных объектов означало бы недопустимое вмешательство в компетенцию уполномоченных органов по принятию нормативного правового акта, разграничивающего имущество.
Требования администрации поселения касаются перераспределения имущества в связи с разграничением публичных полномочий между муниципальными образованиями и мотивированы уклонением ответчика от передачи в муниципальную собственность истца недвижимости, поэтому должны рассматриваться в рамках споров о законности включения (невключения) объектов в перечень муниципального имущества либо в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как оспаривание действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска со ссылкой на не надлежаще выбранный истцом способ защиты нарушенного права.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.09.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-1334/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. по делу N А75-1334/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании