Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 декабря 2009 г. по делу N А46-12963/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 гю
Индивидуальный предприниматель Б.В.Г. (далее - Б.В.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее ФГУ "ЗКП" по Омской области). Правительство Омской области о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр (далее - Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 1 137 080,14 руб., удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. 5 601,38 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, площадью 203 кв.м., местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера В, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с момента их совершения, обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные сведения о кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 18.08.2009 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области в кассационной жалобе просит отменить решение суда в части обязания ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, поскольку полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости на территории Омской области возложены на Управление Роснедвижимости по Омской области.
Правительство Омской области в отзыве на кассационную жалобу просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, заслушав пояснения представителя третьего лица - ФГУ "Земельная кадастровая палата", суд кассационной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 203 кв.м с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера В, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 382243, выданным 18.12.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Предпринимателем 23.05.2009 по средствам почтовой связи получено уведомление N 61207, составленное Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска на 16.05.2009, содержащее расчет земельного налога подлежащего уплате за 2008 год, в том числе за земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, согласно названному уведомлению налоговый орган при исчислении земельного налога исходил из кадастровой стоимости земельного участка равной 1 137 080 руб. Для проверки расчета суммы налога предпринимателем Б.В.Г. в Управлении Роснедвижимости по Омской области получена выписка из ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, согласно которой его кадастровая стоимость составила 1 137 080,14 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. в сумме 5 601,38 руб.
Предприниматель, не согласившись с действиями Управления Роснедвижимости по Омской области, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению предпринимателя, действия Управления Роснедвижимости по Омской области не основаны на Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, поскольку данным нормативным правовым актом утверждена не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, не удельный её показатель, а средний удельный показатель кадастровой стоимости по кадастровому кварталу в виде разрешённого использования и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, в который включён земельный участок, принадлежащий предпринимателю Б.В.Г.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что основополагающая цель государственной кадастровой оценки земель - это законное налогообложение согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не мыслится без определения кадастровой стоимости каждого земельного участка, которая может быть выражена и посредством определения стоимости его квадратного метра и выявления исходя из этого кадастровой стоимости всей площади земельного участка; результат работ по государственной кадастровой оценке земель не ограничен выявлением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
При этом суд учитывал, что кадастровая стоимость есть проявление экономической характеристики земельного участка как объекта правоотношений, которая в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости, и в том, что пунктами 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, пунктами 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента прямо оговорено то, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, пункт 6.2. Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также то, что определяется кадастровая стоимость земельного участка путём умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка (пункт 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов) и то, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков есть результат государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации (пункт 9.9 Административного регламента).
Таким образом, кадастровая стоимость каждого земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, которая не ограничена выявлением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Также судом отмечено, что выделение абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации из результатов государственной кадастровой оценки земель среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) есть право законодателя, объективно связанное с таким его значением, как разрешение вопроса о возможности перевода земель в зависимости от этого показателя из категории сельскохозяйственного назначения в иные категории.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд учитывал и то, что Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не является актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку ни один удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный указанным постановлением для кадастрового квартала N 55:36:07 04 03 для каждого из 14 видов разрешенного использования, не совпадает с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на Управление Роснедвижимости по Омской области.
Таким образом, доводы ФГУ "Земельная кадастровая палата" о неправомерном возложении на него обязанностей по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости суд кассационной инстанции считает состоятельными.
В связи с чем, решение суда от 18.08.2009 в данной части следует отменить, принять в данной части новое решение - обязать Управление Роснедвижимости по Омской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.08.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12963/2009 отменить в части обязания Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области внесения изменений в государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 1 137 080,14 руб., удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. 5 601,38 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, площадью 203 кв.м., местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера В, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
В данной части принять новый судебный акт.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 1 137 080,14 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 601,38 руб. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3019, площадью 203 кв.м., местоположение которого установлено относительно нежилого строения литера В, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. 4 Северная, д. 104, из состава земель населенных пунктов, предоставленного для производственных целей, с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2009 г. по делу N А46-12963/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании