Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 августа 2006 г. N Ф04-5348/2006(25650-А70-7)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 4 (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании с предпринимателя К. налоговой санкции в сумме 50 рублей, примененной на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 02.03.2006 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 03.05.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Инспекция считает, что взыскание с предпринимателя штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное предоставление налоговой декларации по форме 4-НДФЛ является правомерным, поскольку в указанной декларации налогоплательщиком указываются суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде.
Ссылаясь на письмо Федеральной налоговой службы от 30.05.2005 N 04-2-03/72, инспекция указывает, что данные действия налогоплательщика не могут быть квалифицированы по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежащими отмене, а дело - прекращению производством.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем 29.08.2005 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 4-НДФЛ) за 2005 год, по результатам которой принято решение от 11.10.2005 N 2361/3019 о привлечении предпринимателя К. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 50 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком требований подпункта 4 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившемся в несвоевременном предоставлении декларации по форме 4-НДФЛ, которую инспекция отнесла к категории документов и сведений, необходимых для проверки.
Неисполнение предпринимателем К. требования инспекции от 19.10.2005 N 4510 об уплате налоговой санкции послужило основанием для обращения инспекции с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая во взыскании налоговой санкции, арбитражный суд пришел к выводу о неправомерности привлечения предпринимателя К. к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанной статьей не предусмотрена налоговая ответственность за несвоевременное представление декларации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда, изложенных в обжалуемых судебных актах.
Между тем, отменяя решение суда первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания в зависимости от их размера.
Федеральным законом N 137-ФЗ от 04.11.2005 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (вступил в силу с 1 января 2006 г.) изменена подведомственность рассмотрения требований о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 04.11.2005) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Статьей 1 Информационного письма от 20.02.2006 N 105 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" разъяснено, что указанным выше Законом предусматривается иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации без обращения в суд.
В связи с этим при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлением о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Из материалов дела усматривается, что инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции 02.02.2006, которое было принято к производству арбитражного суда определением от 06.02.2006, то есть после вступления в силу указанного Закона.
Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении спора по существу должен был, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратить производство по делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 284 - 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.03.2006 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 03.05.2006 по делу N А70-1705/24-06 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 августа 2006 г. N Ф04-5348/2006(25650-А70-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании