Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 сентября 2006 г. N Ф04-5386/2006(25708-А45-41)
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2007 г. N 13661/06 настоящее постановление отменено
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2007 г. N Ф04-5386/2006(40008-А45-32)
Общество с ограниченной ответственностью "Обь-Лена" (далее - ООО "Обь-Лена") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска с заявлением о признании незаконным отказа возвратить на расчетный счет сумму налоговых вычетов в размере 149 993 руб., а также об обязании возвратить на расчетный счет заявителя сумму в размере 149 993 руб.
Решением арбитражного суда от 26.02.2006 (судья Е.) в удовлетворении заявленных ООО "Обь-Лена" требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006 (судьи М., П., Ю.) решение суда отменено, принят новый судебный акт. Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе в возврате на расчетный счет ООО "Обь-Лена" суммы налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 149 993 руб. Налоговый орган обязали устранить допущенные нарушения законных интересов и прав ООО "Обь-Лена" путем возврата на расчетный счет налогоплательщика суммы в размере 149 993 руб.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Обь-Лена" просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции арбитражного суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность постановления апелляционной инстанции арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Обь-Лена" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате налоговых вычетов в размере 149 993 руб. в соответствии с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке О процентов за 1 квартал 2005 года.
Налоговый орган отказал ООО "Обь-Лена" в удовлетворении поданного заявления в связи с тем, что декларация по НДС по ставке 0 процентов за 1 квартал 2005 года не представлена.
Не согласившись с отказом налогового органа, ООО "Обь-Лена" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, удовлетворив заявленные ООО "Обь-Лена" требования, не учел следующее.
Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и сроки возмещения налога на добавленную стоимость в форме зачета или возврата.
В соответствии с названным пунктом возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, предусмотренной пунктом 6 статьи 164 Кодекса, и документов в соответствии со статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлены порядок и сроки возврата из бюджета НДС: налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок (то есть в пределах первых двух недель) направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Факт представления налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов по не установленной форме обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку представление налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2005 года по ранее утвержденной форме является правомерным, что подтверждается письмом Минфина Российской Федерации от 20.04.2005 N 03-04-08/104 "О правомерности предоставления в налоговые органы налоговых деклараций по НДС за март 2005 года и 1 квартал 2005 года по формам, утвержденным приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644".
Однако, удовлетворяя требования ООО "Обь-Лена" и признавая действия налогового органа, выразившиеся в отказе возвратить ООО "Обь-Лена" суммы налоговых вычетов, неправомерными, арбитражный суд апелляционной инстанции неправильно применил положения абзаца 5 пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как обоснованно указал арбитражный суд первой инстанции, по данному делу суд оценивает действия (бездействие) налогового органа и не может подменять налоговый орган по проведению налоговой проверки .
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Кроме того, как указано в заявлении , ООО " Обь-Лена" просит признать неправомерными бездействие налогового органа , выразившееся в не возврате денежных сумм из бюджета, тогда как материалы дела свидетельствуют о том, что фактически действия налогового органа выразились в отказе в принятии налоговой декларации по нулевой ставке НДС, однако данное действие не было оспорено в суде заявителем. Вместе с тем, подтверждение права на применение ставки 0 % и возмещение НДС, может быть произведено лишь в результате изучения и проверки документов , перечисленных в статье 165 НК РФ, и как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, без анализа первичных документов, подтверждающих право на налоговый вычет, не может быть принято решение о возмещении сумм налога из бюджета. Таким образом, апелляционная инстанция, принимая постановление об обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения и произвести возврат сумм налоговых вычетов , не учла , что подтверждающие документы не были предметом камеральной проверки налогового органа.
При таких обстоятельствах, исходя из предмета заявленных требований, постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции. При этом, общество не лишено возможности на повторное представление в инспекцию документов в установленном порядке, в пределах установленного законодательством срока.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 02.05.2006 по делу N А45-19645/05-41/102 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 26.02.2006.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2006 г. N Ф04-5386/2006(25708-А45-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2007 г. N 13661/06 настоящее постановление отменено