Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 сентября 2006 г. N Ф04-6235/2006(26736-А70-13)(26681-А70-13)
(извлечение)
Прокурор Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Тюмени (далее - Департамент), муниципальному учреждению "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее - МУ "ТГИК"), ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ") о признании недействительным муниципального контракта N МК ПК-216 от 10.08.2005г.
В качестве третьего лица для участия в деле привлечена администрация г. Тюмени.
В обоснование иска прокурор сослался на то, что оспариваемый контракт противоречит действующему законодательству, регламентирующему организацию работ по регистрационному учету граждан Российской Федерации, а также организацию и содержание муниципального архива Решением от 22.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2006, исковые требования удовлетворены.
Администрация и департамент не согласны с вынесенными судебными актами.
Ссылаются на то, что оспариваемым контрактом не предусмотрено, что ОАО "ТРИЦ" наделено функциями, связанными с регистрацией граждан по месту жительства. Общество не является лицом, ответственным за регистрацию граждан.
Контракт заключен в рамках главы 39 Гражданского кодекса на оказание услуг возмездного характера.
Несостоятельной считают ссылку суда на то, что условия сделки нарушают законодательство об организации и содержании муниципальных архивов. Поскольку карточки регистрации и поквартирные карточки являются документами постоянного пользования, они не подлежат передаче на хранение в муниципальный архив.
Кроме того, департамент находит неправильным применение судом статьи 168 Гражданского кодекса. Суд признал, что сделка не соответствует Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393. В то же время данная инструкция не является ни законом, ни иным правовым актом в смысле толкования статьи 168 Гражданского кодекса.
На основании изложенного заявители жалобы просят судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Прокуратура решение и постановление находит законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалобы удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2005 года между Департаментом координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени (в настоящее время - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тюмени), МУ "ТГИК" и ОАО "ТРИЦ" заключен муниципальный контракт N МК ПК-216 на оказание услуг по хранению и ведению архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда.
Заключению контракта предшествовало издание администрацией г.Тюмени распоряжения от 10.06.2005г., N 3193 "О размещении муниципального заказа на оказание услуг по хранению и ведению архива поквартирных карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ "ТГИК", по способу закупки у единственного поставщика ОАО "ТРИЦ".
В соответствии с пунктом 1.1. контракта ОАО "ТРИЦ" приняло на себя обязательства по хранению и ведению архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ "ТГИК", в том числе по приему для первичной обработки документов от граждан, проверке правильности их оформления и своевременному учету, для принятия компетентными органами решений о регистрации и снятию с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания, а департамент и МУ "ТГИК" обязались оплачивать оказываемые ОАО "ТРИЦ" услуги в размере и порядке, предусмотренном контрактом.
Конкретные обязанности ОАО "ТРИЦ" изложены в разделе 3 контракта.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1.
Статьей 6 указанного Закона определено, что на граждан, изменивших место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации.
В целях реализации требований статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. N 713 (ред. от 14.08.2002) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, какими, применительно к государственному и муниципального жилищному фонду, согласно утвержденному Правительством РФ Перечню должностных лиц, являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" приказом МВД РФ от 23.10.1995г. N 393 утверждена Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации, о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Дав оценку распоряжениям главы г.Тюмени, суд обоснованно пришел к выводу, что лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства в государственном и муниципальном жилом фонде в соответствии с действующим законодательством являются должностные лица МУ "ТГИК".
Суд правомерно указал, что действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено право по установлению дополнительного перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан.
В соответствии с Правилами регистрации и Инструкцией о применении Правил регистрации прием, первичную обработку, проверку правильности оформления документов, необходимых для регистрации, доставку документов в соответствующие компетентные органы, а также хранение карточек регистрации и поквартирных карточек должно производиться должностными лицами, ответственными за регистрацию.
Поскольку работники ОАО "ТРИЦ" не могут являться соответствующими должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства в государственном и муниципальном жилищном фонде, возложение на основании муниципального контракта от 10.08.2005 на ОАО "ТРИЦ" обязательств по организации регистрационного учета граждан и ведение архива поквартирных карточек и карточек регистрации, правомерно признано судом не соответствующим законодательству.
Довод заявителей жалоб о том, что ОАО "ТРИЦ" по оспариваемому контракту не были переданы полномочия и функции должностных лиц, связанных с регистрацией граждан, не соответствуют содержанию контракта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса, суд обоснованно признал оспариваемую сделку не соответствующей действующему законодательству.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом были выяснены все обстоятельства дела, нормы права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 22.05.2006 и постановление от 21.07.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-13852/26-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2006 г. N Ф04-6235/2006(26736-А70-13)(26681-А70-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании