Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 ноября 2006 г. N Ф04-7567/2006(28418-А67-26)
(извлечение)
24 июля 2007 г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N 2687/07 настоящее постановление в части отказа в признании недействительным решения УФНС по Томской области от 30 августа 2004 г. N 330 о доначислении ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" налога на прибыль и дополнительных платежей по этому налогу, начислении пеней на сумму недоимки по налогу на прибыль и привлечении общества к ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы отменено
Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" (далее - ОАО "Центрсибнефтепровод"), город Томск, обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Министерства по налогам и сборам по Томской области (в настоящее время - Управление Федеральной налоговой службы по Томской области, далее - налоговый орган) о признании Названным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль за 2001 год в виде штрафа в размере 3 472 216 рублей, за неуплату налога на добавленную стоимость за июль, октябрь, ноябрь 2001 года в виде штрафа в размере 161 842 рубля 99 копеек.
Обществу предложено уплатить налог на прибыль в размере 20 301 906 рублей, налог на добавленную стоимость за 2000-2001 годы в размере 2 076 059 рублей 51 копейки, сумму дополнительных платежей в размере 1 268 869 рублей, а также пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 7 521 810 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 939 009 рублей.
Налогоплательщику обжалуемым решением уменьшен предъявленный к зачету налог на добавленную стоимость за ноябрь 2000 года в размере 14 040 рублей 03 копеек, за декабрь 2001 года в размере 464 895 рублей 20 копеек.
Решением от 05.06.2006 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2006 апелляционной инстанции, признано недействительным обжалуемое решение налогового органа в части привлечения ОАО "Центрсибнефтепровод" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль за 2001 год в размере 10 822 рублей, предложения уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций в размере 10 822 рублей, налога на прибыль в размере 57 655 рублей, доначисленных платежей в сумме 3 604 рублей, пени, за несвоевременную уплату налога на прибыль, приходящуюся на сумму налога в размере 57 655 рублей, как несоответствующее статьям 2 и 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В остальной части заявленных требований было отказано.
Суд обязал Управление Федеральной налоговой службы по Томской области устранить выявленные нарушения прав и законных интересов ОАО "Центрсибнефтепровод".
В кассационной жалобе АО "Центрсибнефтепровод", ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций в части отказа в признании незаконным обжалуемого решения налогового органа и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Считает, что общество правомерно отразило для целей налогового учета как средства, безвозмездно полученные от ОАО "АК Транснефть", так и затраты на приобретение товарно-материальных ценностей и амортизационные отчисления по основным средствам, то есть выполнило как требования законодательства, так и предписания Методических рекомендаций.
В связи с отсутствием события налогового правонарушения, общество считает, что отсутствуют основания для уплаты налога на добавленную стоимость за 2000-2001 годы в размере 2 076 059, 51 руб., пени за якобы несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость уменьшения предъявленного к зачету налога на добавленную стоимость в размере 478 935, 23 руб. по решении. N 330 от 30.08.2004.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты по делу без изменения, поскольку предметом договора от 5.01.1999 является передача денежных средств обществом для реализации "Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов АК "Транснефть" на 1999-2001 годы" и Плана технического перевооружения и реконструкции, а так же согласно условиям передачи денежных средств централизованного фонда, фондодержатель - ОАО АК "Транснефть" имело право осуществлять контроль использования переданных денежных средств. В случае использования этих средств на цели, не предусмотренные договором, они подлежали возврату фондодержателю. В связи с этим, не было оснований для признания общества собственником денежных средств, на которые приобретены указанные основные средства и материалы, так как оно не вправе было совершать в отношении этих денежных средств любые действия, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку общество приобретало основные средства и товарно-материальные ценности за счет полученных средств централизованного фонда АК "Транснефть", то у него отсутствуют фактические расходы по их приобретению, в связи с чем, нет оснований для включения амортизационных отчислений и товарно-материальных ценностей в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли. Обществу следовало скорректировать балансовую прибыль и увеличить ее для целей налогообложения на указанные суммы амортизационных отчислений и ТМЦ.
Налоговый орган в отзыве так же указывает, что в пункте 1.1 жалобы общество указывает, что в соответствии с положениями Методических рекомендаций по строке 5.6 Справки отражается стоимость безвозмездно полученного имущества от других предприятий, учтенной по правилам бухгалтерского учета в составе внереализационных доходов. Однако общество не учитывает, что для целей налогообложения стоимость такого имущества подлежит учету в соответствии с налоговым законодательством. Наличие строки 5.6 в Справке обусловлено тем, что по мере начисления амортизации часть стоимости безвозмездно полученного имущества, отражается в составе внереализационных доходов и увеличивает балансовую прибыль.
Общество по строке 5.6 самостоятельно отразило не сумму денежных средств, полученных от ОАО АК "Транснефть" в размере 116 175 000 руб., а стоимость безвозмездно полученного имущества в размере, отраженном в бухгалтерском учете, то есть сумм, начисленных амортизационных отчислений - 89 962 660 руб. и списанных ТМЦ в сумме 26 725 000 руб., всего - 116 687 660 руб.
Вывод о двойном налогообложении операций по безвозмездной передаче денежных средств от одного юридического лица другому заявлен в кассационной жалобе впервые. Поскольку факт налогового правонарушения в виде неполной уплаты налога на добавленную стоимость был установлен проведенной проверкой, общество правомерно было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Материалами дела установлено, Управлением МНС РФ по Томской области проведена дополнительная налоговая проверка ОАО "Центрсибнефтепровод" по вопросам обоснованности уменьшения прибыли в целях налогообложения налога на прибыль на сумму безвозмездно полученных средств и правильности отнесения на расчеты с бюджетом сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам от ЗАО "СМНУ-98" и ООО "СМНУ-98".
Дополнительная проверка назначена в связи с обжалованием налогоплательщиком в Управление МНС решения инспекции МНС РФ по г. Томску от 20.08.2003, N 67/3-27В. Результаты проверки отражены в акте N 127 от 23.07.2004.
На основании данного акта и материалов выездной налоговой проверки за 2001 год, налоговым органом вынесено решение N 330 от 30.08.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налогов: по налогу на прибыль за 2001 год в размере 3 472 216 руб., по налогу на добавленную стоимость за июль, октябрь, ноябрь 2001 года в размере 161 842 руб. 99 коп.
Обществу было предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, налога на прибыль - 20 301 906 руб., дополнительных платежей - 1 268 869 руб., налога на добавленную стоимость - 2 076 059 руб. 51 коп., пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе, налога на прибыль в сумме 7 521 810 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 939 000 руб.
Обществу уменьшен налог на добавленную стоимость, предъявленный к возмещению из бюджета, за ноябрь 2000 на сумму 14 040 руб. 03 коп. и за декабрь 2001 - на 464 895 руб. 20 коп.
Исходя из указанного решения, обществу доначислен налог на прибыль за 2001 год в сумме 20 301 906 руб. в связи с занижением налогооблагаемой прибыли за 2001 год на сумму 116 595 536 руб.
При проведении дополнительной налоговой проверки, относительно эпизода по налогу на прибыль, установлено, что
- в 2001 году согласно договору "О порядке распределения средств централизованного фонда" от 5.01.1999 ОАО "Центрсибнефтепровод" получило от АК "Транснефть" безвозмездно денежные средства в сумме 116 175 000 руб., которые были использованы на преобретение объектов основных фондов, а так же материалов, необходимых для использования в производстве. Эти средства были обществом получены в рамках целевого финансирования Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов АК "Трнснефть" на 1999-2001 годы и Плана технического перевооружения и реконструкции. Они израсходованы на приобретение имущества производственного назначения.
- исходя из того, что доля АК "Транснефть" в уставном капитале ОАО "Центрсибнефтепровод" составляет 100%, налогооблагаемая прибыль не подлежит увеличению на сумму безвозмездно полученных средств от АК "Транснефть" в сумме 116 175 000 руб. по строке 4.17 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".
-в нарушение пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и порядка заполнения Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" организацией для целей налогообложения прибыли не была скорректирована (увеличена) балансовая прибыль по строке 4.22 Справки на сумму 26 725 000 руб. и по сводной строке 4.23 на сумму 89 962 660 руб. (списанных материалов в производство, приобретенных за счет безвозмездно поступивших средств), всего на сумму 116 687 660 руб.
21.01.2005 сторонами в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам дела, не требующим дальнейшего доказывания, - все основные средства, сумма амортизации по которым в размере 26 725 000 руб., на которую налоговым органом в оспариваемом решении была увеличена налогооблагаемая база по налогу на прибыль по итогам 2001 года, были приобретены за счет средств, безвозмездно поступивших в собственность заявителя от ОАО Ак "Транснефть" в рамках целевого финансирования; все материалы, списанные в производство на сумму 89 962 660 руб., на стоимость которых налоговым органом в оспариваемом решении была увеличена налогооблагаемая база по налогу на прибыль, были приобретены за счет денежных средств, безвозмездно поступивших в собственность заявителя от ОАО АК "Транснефть" в рамках целевого финансирования.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследуя в полном объеме материалы дела и представленные доказательства, пришли к выводу о правомерности принятого налоговым органом решения в части занижения ОАО "Центрсибнефтепровод" налогооблагаемой прибыли за 2001 год на сумму 116 687 660 руб.
Кассационная инстанция, проверяя правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, считает данный вывод правомерным исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что поступившие от ОАО АК "Транснефть" по договору от 5.01.1999 года денежные средства общество в бухгалтерском учете и для целей налогообложения расценило как безвозмездно поступившие. Соответствующее - отражение данной хозяйственной операции нащло в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, которые утверждены приказом Минфина Российской Федерации N 94н от 31.10.2000.
Судами так же установлено, что при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль ОАО "Центрсибнефтепровод", уменьшив в Справке корректировке по строке 5.6 налогооблагаемую прибыль на 116 687 660 руб. (на суммы амортизации, начисленной по имуществу, приобретенному на денежные средства, полученные безвозмездно от ОАО АК "Транснефть", и суммы списанных материалов, приобретенных так же за счет безвозмездно полученных денежных средств) по строкам 4.22 и 4.23 Справки корректировки не произведена корректировка налогооблагаемой прибыли на суммы амортизационных отчислений, начисленных по амортизируемому имуществу и суммы списанных материалов, на общую сумму 116 687 660 руб., приобретенных на безвозмездно полученные от ОАО АК "Транснефть" средства в отчетном периоде.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследуя материалы дела в совокупности с положениями статей 2 и 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункта 5.1 Инструкции МНС России от 15.06.2001 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", пункта 1 Положения о составе затрат, пришли к выводу о том, что в проверяемый период сумма налога на прибыль определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Поскольку сам налогоплательщик сумму 116 687 660 руб. отразил как стоимость безвозмездно полученного имущества от других предприятий, поэтому обоснованным является довод налогового органа о том, что в целях налогообложения в Справке следовало скорректировать балансовую прибыль в соответствии с Методическими рекомендациями по проверке правильности заполнения приложения N 4 к Инструкции N 62 от 15.06.2000. При этом следовало учесть, что затрат по приобретению основных средств и ТМЦ общество не понесло, а в себестоимость включило затраты в виде начисленной амортизации и списанных ТМЦ.
Материалами дела подтверждено, что обществом в Справке корректировки не произведена корректировка налогооблагаемой прибыли на сумму амортизационных отчислений, начисленных по амортизируемому имуществу и суммы списанных материалов на общую сумму 116 687 660 руб., приобретенных на безвозмездно полученные от ОАО АК "Транснефть" средства в проверяемом периоде.
Согласно строки 5.6 Справки, обществом самостоятельно отражена сумма 116 687 660 руб., которая состоит из двух сумм: 26 725 000 руб. - начисление амортизации по основным фондам, приобретенным за счет целевых средств централизованного фонда; 89 962 660 руб. списание материалов в производство, приобретенных за счет средств централизованного фонда. Эти суммы подтверждены справкой главного бухгалтера ОАО "Центрсибнефтепровод" и ведомостями аналитического учета по счетам 91 и 98.
Изложенное свидетельствует о том, что в соответствии с порядком налогообложения прибыли, действующим в 2001 году, у общества возникала обязанность произвести для целей налогообложения корректировку балансовой прибыли на выше указанные суммы начисленной амортизации и ТМЦ, приобретенные за счет безвозмездно полученных в рамках целевого финансирования денежных средств.
Кассационная инстанция считает правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части, их соответствие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя о сложившейся судебной практике по данному вопросу, поскольку названные постановления приняты по конкретным делам с учетом различных обстоятельств, отличающихся от рассматриваемых по настоящему делу.
Порядок возмещения из бюджета (вычетов) НДС в период 2000-2001 регулировался Законом РФ от 6.12.1991 N 1992-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исследуя положения пунктов 2 и 6 статьи 7 Закона Российской Федерации от 6.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", статьи 169, подпункта 1 пункта 2 статьи 171, статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, введенных в действие с 1.01.2001, суды пришли к выводу, что право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость возникало у налогоплательщика в случае документального подтверждения им факта реальной уплаты сумм налога поставщику товаров (работ, услуг), принятых на бухгалтерский учет последнего, которое было неразрывно связано с наличием у последнего надлежаще оформленных счетов-фактур, являющихся основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету и возмещению. При этом представляемые налогоплательщиком документы в обоснование правомерности налоговых вычетов и возмещения налога на добавленную стоимость, должны отвечать требованиям безусловной достоверности.
Судами полно и всесторнне исследованы представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства по указанному поводу.
При этом установлено, что счета-фактуры по услугам по капитальному ремонту нефтепровода, от имени ЗАО "СМНУ-98" подписывались не В.В. Волковым, единственным учредителем и руководителем общества, а гражданином Б., который не имел отношение к указанному обществу. Это следует из приговора Молчановского районного суда Томской области от 19.07.2002, который был в указанной части исследован судом.
В связи с изложенным, суд сделал правомерный вывод о подписании счетов-фактур не руководителем общества, а не уполномоченным на это лицом.
В счетах-фактурах N 36 от 20.07.2001, N 37 от 20.09.2001, N 37 от 20.10.2001, N 37 от 26.07.2001, N 38 от 20.10.2001, N 79 от 25.11.2001, N 91 от 25.12.2001, N 92 ОТ 17.11.2001 расшифровка подписи лица, подписавшего счета-фактуры от имени руководителя данного общества, отсутствовала.
В судебном заседании так же было установлено, что по карточке образцов подписей, имеющейся в филиале ОАО Банк "Менатеп СПб" в г. Томске, директором ООО "СМНУ-98" является М.Г. Есин. Договор подряда N 599 от 25.07.2001, заключенный между заявителем и ООО "СМНУ-98", подписан от имени последнего директором В.В. Волковым.
В исследованных в судебном заседании счетах-фактурах неверно указан адрес нахождения поставщика - ООО "СМНУ-98".
Анализируя наличие в счетах-фактурах ссылки на договоры подряда, заключенные между ОАО "Центрсибнефтепровод" и ЗАО "СМНУ-98" , судами сделан обоснованный вывод о том, что доказательств правопреемства между ЗАО "СМНУ-98" и ООО "СМНУ-98" заявителем не представлено.
Исследуя все названные обстоятельства в совокупности, суды сделали обоснованный вывод о правомерности в указанной части решении налогового органа.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения доводов, изложенных в кассационной жалобе, поскольку они были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, правовая оценка им дана.
Суд кассационной инстанции, в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации, лишен права переоценки обстоятельств дела и доказательств по нему.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.06.2006 и постановление от 08.09.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11658/04 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2006 г. N Ф04-7567/2006(28418-А67-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2007 г. N 2687/07 настоящее постановление в части отказа в признании недействительным решения УФНС по Томской области от 30 августа 2004 г. N 330 о доначислении ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" налога на прибыль и дополнительных платежей по этому налогу, начислении пеней на сумму недоимки по налогу на прибыль и привлечении общества к ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы отменено