Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 марта 2010 г. по делу N А03-10603/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Р.Т.Р. (далее - предприниматель, ИП Р.Т.Р.) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее - налоговый орган, Инспекция) в выдаче приложений к акту выездной налоговой проверки предпринимателя от 04.05.2009 N АП-13-12/П.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, налоговым органом в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, в ходе которой установлены факты нарушения законодательства о налогах, что нашло отражение в акте проверки от 04.05.2009 N АП-13-12/П.
Указанный акт был направлен предпринимателю вместе с приложениями с N 31 по N 39, представляющими собой расчеты доначисленных налогов.
ИП Р.Т.Р. обратилась с заявлением от 17.07.2009 в налоговый орган о предоставлении копий приложений с N 1 по N 30 к акту выездной налоговой проверки.
В письме "О предоставлении информации" от 21.07.2009 N 12.16/09098 Инспекция, отказывая в выдаче приложений, руководствовалась Приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядке продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), которым установлены требования к составлению акта налоговой проверки.
При этом налоговый орган исходил из того, что согласно пунктам 1.13, 1.15 указанных требований, акт проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений. Вручение налогоплательщику в качестве приложений к акту выездной проверки материалов по истребованию документов у контрагентов налогоплательщика, вышеуказанным приказом не предусмотрено. Все экземпляры акта выездной налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверяемом лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остаются в налоговом органе и являются документами для служебного пользования (п. 1.15 требований)
Предприниматель Р.Т.Р., считая, что данный отказ Инспекции в представлении копий всех приложений к акту налоговой проверки нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, руководствовались статьями 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Приказом N САЭ-3-06/892@, которые не предусматривают обязанность налогового органа направлять налогоплательщику вместе с актом копии всех материалов проверки.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при это исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. При этом форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".
В соответствии пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить по нему письменные возражения.
В силу статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы проверки, в том числе письменные возражения по акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщика.
Таким образом, налоговый орган обеспечивает возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения и ознакомления со всеми материалами налоговой проверки.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае Инспекция известила предпринимателя о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. Кроме того, в связи с неявкой предпринимателя на рассмотрение материалов проверки, первоначально назначенного на 15.06.2009, рассмотрение было отложено на 29.06.2009.
Таким образом, налоговый орган предпринял все возможные меры для обеспечения предпринимателю права на ознакомление с материалами налоговой проверки, а так же права на представление своих доводов и возражений.
Учитывая указанные обстоятельства, доводы предпринимателя об отсутствии возможности ознакомиться с материалами проверки, в том числе с постановлением о назначении экспертизы, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела.
Как правильно указано судами, налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налоговые органы направлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 09.04.2009 N ВАС-2199/09.
Арбитражные суды, всесторонне и полно исследовав материалы дела и дав им надлежащую правовую оценку, правомерно не признали отказ налогового органа в предоставлении приложений к акту налоговой проверки противоречащим НК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.10.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А03-10603/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
По мнению налогоплательщика, он имеет право ознакомиться со всеми приложениями к акту налоговой проверки.
Однако, суд пришел к выводу, что позиция налогоплательщика не основана на нормах налогового законодательства.
При рассмотрении дела, суд ссылался на Приказ ФНС от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядке продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" (далее - Приказ).
Так, суд указал, что вручение налогоплательщику в качестве приложений к акту выездной проверки материалов по истребованию документов у контрагентов налогоплательщика, вышеуказанным приказом не предусмотрено.
Кроме того, суд установил, что налоговый орган предпринял все возможные меры для обеспечения предпринимателю права на ознакомление с материалами налоговой проверки, а также права на представление своих доводов и возражений.
Таким образом, суд пришел к выводу, что налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налоговые органы направлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки, что согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в решении от 09.04.2009 N ВАС-2199/09.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения кассационную жалобу налогоплательщика.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2010 г. по делу N А03-10603/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании