Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 марта 2010 г. по делу N А27-10571/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания вкусного питания Подорожник" (далее - ООО "Компания вкусного питания "Подорожник", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее - ИФНС России по г. Кемерово, Инспекция) о признании недействительным решения N 66 от 09.04.2009 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 06.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении Обществу заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция полагает, что суды не оценили в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о согласованности действий взаимозависимых юридических лиц с целью ухода от налогообложения, а также судами неправильно применены нормы материального права при определении понятия "услуги общественного питания".
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 составлен акт от 06.02.2009 N 9 и принято решение от 09.04.2009 N 66 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", оставленное без изменения вышестоящим налоговым органом, которым налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в размере 16 981 047 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 67 205 609 руб., налог на имущество в размере 1 662 948 руб. и пени в общей сумме 44 067 882 руб.
Основанием для доначисления названных налогов послужил вывод налогового органа о неправомерности применения налогоплательщиком системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем формального распределения доходов, расходов и численности работников между ООО "Комбинат вкусного питания Подорожник", ООО "Подорожник-Кемерово", ООО "Холдинг Подорожник", ООО "Производство мясных изделий", ООО "Производство сыра и соусов", ООО "Производство салатов и пирожков", ООО "Комбинат компонентов Подорожник", которые осуществляли единый технологический процесс - производство собственной продукции как компонента для производства бутербродов "Подорожник".
По мнению налогового органа, деятельность, осуществляемая налогоплательщиком - ООО "Компания вкусного питания "Подорожник", не относится к деятельности по оказанию услуг общественного питания, поскольку данное общество как одно из территориальных предприятий компании "Подорожник" осуществляет реализацию готовой продукции через собственную розничную сеть обслуживания: павильоны, киоски, мини-кафе.
Несогласие с решением Инспекции послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора арбитражными судами установлено, что налогоплательщик согласно Уставу осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания; Обществу в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 присвоен код 55.30 "деятельность ресторанов и кафе"; налогоплательщик осуществляет деятельность по реализации, организации потребления, приобретению сырья для изготовления, приготовлению продукции и ее доставке; в объектах обслуживания обществом производится реализация продукции собственного производства и созданы условия для потребления ее на месте.
Арбитражные суды, исходя из положений статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона от 28.11.2002 N 97-ОЗ Кемеровской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Кемеровской области", указали, что к видам деятельности, которая облагается ЕНВД, относится оказание услуг общественного питания при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров, что предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов, в том числе налога на прибыль, налога на имущество организаций, ЕСН и НДС.
В виду отсутствия в проверяемый период законодательно установленного понятия общественного питания арбитражные суды, руководствуясь статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, применили нормы, содержащиеся в ГОСТ Р 50764-95, ГОСТ Р 50763-95, ГОСТ Р 50647-94, ГОСТ Р 50762-95, а также с учетом статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ пришли к выводу, что осуществляемая налогоплательщиком деятельность относится к услугам общественного питания и иное не доказано налоговым органом.
При этом доводы Инспекции о необоснованности применения налогоплательщиком специального налогового режима в связи с тем, что изготовление кулинарной продукции производится не по месту реализации и потребления продукции, признан судами несостоятельным, поскольку в государственных стандартах и статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится требования к изготовлению и потреблению продукции в одном месте.
Доводы налогового органа относительно комплексности услуг признаны судами необоснованными с учетом пунктов 5.2.2, 3.2 ГОСТ 50764-95, в соответствии с которыми требование комплексности услуг установлено только в процессе обслуживания, под которым понимается совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.
Арбитражными судами обоснованно отклонен довод налогового органа о наличии складского помещения, поскольку наличие такого помещения не может являться достаточным основанием как для вывода о реализации продукции в розницу, так и для вывода о неправомерности применения специального налогового режима.
Удовлетворяя требования заявителя, суды указали, что наличие самостоятельно разработанных налогоплательщиком документов учета также не может служить основанием для вывода налогового органа об осуществлении выпуска готовой продукции с целью ее реализации через розничную сеть. При этом арбитражными судами учтено наличие у налогоплательщика сертификатов соответствия на услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, полученных при добровольной сертификации; сертификатов соответствия на продукцию, полученных организацией, производящей эту продукцию; санитарно-эпидемиологических заключений.
Доводам Инспекции относительно того, что объекты (киоски, мини-кафе, павильоны), в которых осуществлялась реализация и потребление изготовленной налогоплательщиком продукции, не относятся к объектам общественного питания, судами с учетом терминов и определений, содержащихся в ГОСТ 50764-95, дана оценка и обоснованно указано, что названные объекты относятся к типу строений, а не к типу предприятий общественного питания.
Ссылки Инспекции на реализацию налогоплательщиком готовой продукции (колбаса, сыр, сосиски, ветчина, майонез) отклонены судами, поскольку документального подтверждения данному доводу налоговым органом не представлено, при этом установлено, что указанные продукты являются компонентами для изготовления бутербродов.
Выводы налогового органа о согласованности и направленности деятельности взаимозависимых и аффилированных лиц (ООО "Комбинат вкусного питания Подорожник", ООО "Подорожник-Кемерово", ООО "Холдинг Подорожник", ООО "Производство мясных изделий", ООО "Производство сыра и соусов", ООО "Производство салатов и пирожков", ООО "Комбинат компонентов Подорожник") на выполнение одной цели - производство конечного продукта, формальное распределение доходов, расходов и численности работников между указанными лицами, были предметом рассмотрения арбитражных судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Судами установлено, что все указанные общества с ограниченной ответственностью являются самостоятельными юридическими лицами, выполняющими определенные виды деятельности в соответствии с учредительными документами, что не противоречит положениям статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормам Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, определении от 04.06.2007 N 320-О-П, определении от 04.06.2007 N 366-О-П.
Применив положения статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", арбитражные суды пришли к выводу, что налоговым органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о согласованности действий названных юридических лиц и налогоплательщика в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
При этом судами указано, что налоговым органом, ссылавшимся на взаимозависимость лиц и факт принадлежности доли в уставных капиталах данных обществ Ф.Т.Н., не учтено, что для целей налогообложения взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, что в данном случае не доказано налоговым органом.
Ссылки Инспекции на формальное распределение доходов, расходов и численности работников между названными организациями, как установлено арбитражными судами, не подтверждены документально и отклонены как не свидетельствующие о неправомерности применения налогоплательщиком специального режима налогообложения.
Судами также установлено, что налоговым органом не представлено доказательств влияния договоров комиссии, заключенных с ООО "Мидли" и ООО "Алон", в том числе в части завышения покупной стоимости продукции, на обоснованность применения специального налогового режима.
Ссылка Инспекции на заключение экспертизы от 31.03.2009 N 309/004/4 правомерно не принято судами в качестве безусловного доказательства, подтверждающего получения Обществом необоснованной налоговой выгоды, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Кроме того, суды сказали, что данное заключение носит противоречивый и недостоверный характер, о чем указано в самом заключении.
Довод подателя кассационной жалобы со ссылкой на письмо Федеральной налоговой службы от 21.08.2008 N 3-2-16/59@ подлежит отклонению, поскольку указанное письмо не может быть применено при рассмотрении дела в силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не является нормативным правовым актом.
Таким образом, выводы арбитражных судов основаны на исследовании всех имеющихся материалов дела и соответствуют нормам налогового права, а также положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговый орган обязан документально доказать основания и законность принятых ненормативных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы арбитражных судов и направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела и доказательств, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10571/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 346.27 НК РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
По мнению ИФНС, деятельность налогоплательщика не может рассматриваться как оказание услуг общественного питания, если при этом реализация готовой кулинарной продукции осуществляется не в местах ее потребления, а через розничную сеть обслуживания, объекты, которые не могут являться предприятиями общественного питания: павильоны, киоски, мини-кафе.
По мнению налогоплательщика, указанные обстоятельства не препятствуют квалификации деятельности налогоплательщика как оказание услуг общественного питания.
Суд считает, что правомерной в данной ситуации является позиция налогоплательщика.
На законодательном уровне понятие "общественное питание" не определено, но, руководствуясь ст. 11 НК РФ и нормами, содержащимися в ГОСТ Р 50764-95, ГОСТ Р 50763-95, ГОСТ Р 50647-94, ГОСТ Р 50762-95, можно прийти к выводу, что деятельность налогоплательщика может быть квалифицирована как "услуги общественного питания".
При этом в государственных стандартах и ст. 346.27 НК РФ не содержится требования к изготовлению и потреблению продукции в одном и том же месте. Что же касается названий объектов, в которых налогоплательщиком реализовывалась продукция (киоски, мини-кафе, павильоны), то они относятся к типу строений, а не к типу предприятий общественного питания.
Таким образом, деятельность налогоплательщика в данном случае является деятельностью по оказанию услуг общественного питания.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 марта 2010 г. по делу N А27-10571/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании