Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 апреля 2010 г. по делу N А27-10132/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Новокузнецкий рынок" (далее - ЗАО "Новокузнецкий рынок", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 28 953 кв.м, с кадастровым номером 42:30:0203003:7, в сумме 139 998 757 руб. 14 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 835 руб. 38 коп., проведённой Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля", заинтересованное лицо); незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, заинтересованное лицо), выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка, и обязании данного заинтересованного лица исключить оспариваемые заявителем сведения.
Заявление в суд мотивировано несоответствием кадастровой стоимости спорного земельного участка, а также указанных действий заинтересованного лица нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 г. N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39 (далее - Методические указания).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 29.09.2009 г. Арбитражного суда Кемеровской области (судья М.С.Н.) в удовлетворении заявления ЗАО "Новокузнецкий рынок" отказано за необоснованностью требований.
Постановлением от 18.12.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Роснедвижимости по Кемеровской области просит отменить постановление апелляционного суда, как принятое с нарушением норм материального и норм процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, процедура проведения государственной кадастровой оценки была соблюдена Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области.
При этом заинтересованное лицо ссылается на то, что заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о неиспользовании сведений о рыночной стоимости земельных участков при составлении отчёта об определении кадастровой стоимости.
Полагает, что требования об оспаривании результата кадастровой оценки земельного участка могут быть заявлены только к ФГУП "ФКЦ "Земля", которое непосредственно производило расчёт кадастровой стоимости.
В отзыве ЗАО "Новокузнецкий рынок" указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы, так как постановление апелляционного суда считает законным и обоснованным, соответствующим сложившейся правоприменительной практике по данной категории дел.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ЗАО "Новокузнецкий рынок" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что ЗАО "Новокузнецкий рынок" является собственником земельного участка площадью 28 953 кв.м, с кадастровым номером 42:30:0203003:7, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, пр. Кулаково, 49.
Получив выписку из государственного кадастра недвижимости от 26.03.2009 г. N 4200/001/09-69040, согласно которой кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 139 998 757 руб. 14 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости - 4 835 руб. 38 коп. за один квадратный метр, ЗАО "Новокузнецкий рынок" направило в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области запрос о предоставлении информации о порядке определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка.
Письмом от 04.06.2009 г. Управление Роснедвижимости по Кемеровской области сообщило, что необходимая информация будет предоставлена заявителю после получения ответа от ФГУП "ФКЦ "Земля".
Считая, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка должна применяться его рыночная стоимость, заявитель обратился к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Центр профессиональной оценки "Трио" для определения рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка. Согласно отчёту названного оценщика от 16.07.2009 г. N 081-06/09 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203003:7 составляет 33 295 950 руб.
Поскольку размер кадастровой стоимости спорного земельного участка установлен по недостоверным результатам оценки земель, без учёта анализа рыночных цен, ЗАО "Новокузнецкий рынок" обжаловало в суд оценку и действия заинтересованного лица по её формированию.
При отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Новокузнецкий рынок" суд первой инстанции указал, поскольку статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации не определяет конкретный размер процентного соотношения и не содержит сведений о том, что кадастровая стоимость не может быть ниже рыночной стоимости, то оснований для признания оценки кадастровой стоимости земельного участка недостоверной не имеется.
Кроме того, посчитал, что результаты кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены с соблюдением порядка, установленного Правилами N 316, Административным регламентом и Методическими указаниями.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203003:7, так как Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено доказательств того, что кадастровая оценка произведена с учётом статистического анализа рыночных цен.
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционного суда верными, сделанными при правильном применении норм материального права, и соответствующими обстоятельствам спора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 13 Правил N 316 при проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешённого использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний, принятых во исполнение пункта 11 Правил N 316.
Пунктом 2.2.1 Методических указаний предусмотрено, что расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 настоящих Методических указаний, производится на основе построения статистических моделей с учётом факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Согласно пункту 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
В пункте 2.2.5 Методических указаний закреплено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населённых пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчёта условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчёта на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчёта на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Установив отсутствие доказательств использования рыночной информации при расчёте удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "Новокузнецкий рынок", а также того, что проверка результатов работы ФГУП "ФКЦ "Земля" по определению кадастровой стоимости земельных участков была осуществлена уполномоченными должностными лицами Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в установленном законодательством порядке, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о наличии оснований для признания оспариваемой оценки недостоверной, а действий по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя - незаконными, нарушающими права последнего, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
С учётом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 18.12.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10132/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А27-10132/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании