Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 марта 2010 г. по делу N А46-12399/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 г.
Муниципальное унитарное производственно-эксплуатационное предприятие "Омскэлектро" (далее - МУПЭП "Омскэлектро", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, Комиссия) о признании недействующим приказа от 21.10.2008 N 230/54 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год" (далее - приказ N 230/54) в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (приложение N 2 к приказу N 230/54).
Решением от 31.07.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 07.10.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением от 21.12.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Приказ N 230/54 в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП "Омскэлектро" (приложение N 2 к приказу) признан соответствующим пункту 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В кассационной жалобе МУПЭП "Омскэлектро" просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Предприятие не согласно с выводами суда о том, что утвержденные тарифы могут быть изменены только с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации процедуры.
По мнению предприятия, пунктом 6 Правил регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109), предусмотрено приведение в целом тарифного решения в соответствие с законодательством, в независимости от возможности, либо невозможности изменения факторов, на основании которых он был принят.
Предприятие считает неправильным применение арбитражным судом пункта 54.1 (пункт 50 в новой редакции) Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 06.08.2004 N 20-э/2.
МУПЭП "Омскэлектро" считает, что до даты принятия Приказа N 230-54 РЭК Омской области имело возможность привести в соответствие расходы предприятия на покупку электрической энергии и мощности в объемах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь.
Предприятие заявляет о невозможности использования положений пункта 11 Порядка в связи с отсутствием возражений РЭК Омской области по предложениям, представленным МУПЭП "Омскэлектро", о величине нормативных потерь.
МУПЭП "Омскэлектро" считает приказ N 230/54 нарушающий требования статьи 4 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах) в части обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
В судебном заседании представитель прокурора Омской области отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
РЭК Омской области представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Комиссия считает, что принятое судом решение является законным и обоснованным, суд выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применил нормы материального и процессуального права, всем доводам кассационной жалобы судом дана надлежащая правовая оценка.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя прокурора Омской области, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.10.2008 РЭК Омской области был принят приказ N 230/54 со сроком действия с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Приказом 230/54 (приложение N 2) были установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, действующими в процессе электроснабжения потребителей.
При расчете индивидуального тарифа для МУПЭП "Омскэлектро" комиссией были учтены нормативные потери в размере 11,6%, утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации приказом от 04.07.2006 N 144 на 2007 год.
Приказом от 30.12.2008 N 328 Министерство энергетики Российской Федерации утверждены нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2009 год в отношении МУПЭП "Омскэлектро" в размере 14,63%.
В связи с изменением нормативов потерь на 2009 год предприятие обратилось в Комиссию с письмом от 27.01.2009 с просьбой пересмотреть баланс мощностей, полезного отпуска и размер необходимой валовой выручки для МУПЭП "Омскэлектро" со второго квартала 2009 года с учетом расходов на оплату в размере 14,63% потерь.
Отказ РЭК Омской области изменить тарифно-балансовые решения, в том числе по корректировке сводного прогнозного баланса на 2009 год, явился основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Оставляя без изменения судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом государственной власти, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьей 7.1 Закона о тарифах споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 2 Закона о тарифах государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2004 N 861 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта), потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают в составе тарифа услуги по электрической энергии, не обеспеченные выработкой соответствующей электрической станцией.
Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера обходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче электрической энергии, определяется исходя из сводного прогнозного баланса (далее - СПБ) производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.
Порядок формирования СПБ, а также внесения в него изменений и уточнений определяется ФСТ.
Порядок формирования СПБ производства и поставок электрической энергии (мощности) в период принятия оспариваемого нормативного акта был утвержден Приказом ФСТ от 04.09.2007 N 225-э/4 (утратил силу с изданием Приказа ФСТ от 10.06.2009 N 125-э/1).
Согласно пункту 5 Порядка СПБ формируется на год с разбивкой по месяцам и утверждается ФСТ не позднее 1 августа года, предшествующего периоду регулирования.
СПБ может корректироваться ФСТ до 1 декабря года, предшествующего периоду регулирования.
В течение периода регулирования СПБ не подлежит корректировке за исключением: приобретения в течение периода регулирования участником ОРЭМ права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) в соответствии с Правилами оптового рынка; исключения организации из реестра субъектов ОРЭМ в случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка.
В соответствии с пунктом 6 Порядка основой для составления СПБ являются предложения энергоснабжающих (энергосбытовых) организаций, поставщиков, покупателей - участников ОРЭМ.
Судом первой инстанции установлено, что до принятия оспариваемого нормативного акта предложения по формированию СПБ, в установленном действующим законодательством порядке, Предприятием в ФСТ не направлялись.
Судом также установлено, что уровень потерь при передаче электрической энергии, в том числе и по бесхозяйным сетям, учтен при формировании СПБ на 2009 год.
Приказом РЭК Омской области от 25.12.2008 N 281/70 "О внесении изменений и дополнений в приказы Региональной энергетической комиссии Омской области" (далее - приказ N 281/70) в Приложении N 2 к приказу РЭК Омской области от 21.10.2008 N 230/54 строка 7 таблицы "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей Омской области", в отношении Предприятия изложена в новой редакции.
Судом установлено, что приказом N 281/70 приведены утвержденные ранее тарифы в соответствие с принятым ФСТ приказом от 17.12.2008 N 376-э/9 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации".
Приказом N 230/54 установлен индивидуальный тариф для МУПЭП "Омскэлектро" на услуги по передаче электрической энергии, состоящий из ставки на содержание электрических сетей в размере 112 561,33 руб./МВт/мес. И ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии на ее передачу в размере 139,94 руб./МВт.ч.
Судом установлено, что увеличение в составе установленного для МУПЭП "Омскэлектро" индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии размера ставки на содержание электрических сетей с 112 561,33 руб./МВт/мес. до 124 242,13 руб./МВт/мес. произведено за счет расходов на содержание бесхозяйных сетей, а не за счет увеличения норматива технологических потерь в сетях Предприятия, первоначально учтенного при формировании тарифов на 2009 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что приказ N 230/54 в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП "Омскэлектро", издан в пределах предоставленных Комиссии полномочий, соответствует требованиям Федерального закона о тарифах, пункту 6 Правил N 109, приказу ФСТ от 04.09.2007 N 225-э/4 и основания для признания его недействующим отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.12.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12399/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 марта 2010 г. по делу N А46-12399/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании