Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 апреля 2010 г. по делу N А27-15301/2009
(извлечение)
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 города Юрги" (далее - МУЗ "Городская больница города Юрги", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее - Управление, ТУ ФС ФБН по Кемеровской области) от 11.08.2009 о назначении административного наказания по делу N 11-17-32/2009, в соответствии с частью 2 статьи 15.14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.11.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования МУЗ "Городская больница города Юрги" удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, полагая, что судами при вынесении судебных актов были нарушены нормы материального права, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции признать незаконными и отменить.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом контрольной работы на 2009 Управлением в период с 29.06.2009 по 23.07.2009 проведена проверка финансовой деятельности МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" за 2008 год, в ходе которой были выявлены нарушения использования МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Установленные нарушения выразились в том, что за счет средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации и полученных МУЗ "ГБ N 1 г. Юрги", произведена оплата труда медицинским работникам, не оказывающим непосредственно амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, а именно: медицинским регистраторам, медицинским статистикам, а также гардеробщикам, уборщикам, социальным работникам, машинистам по стирке белья.
Выплаты указанным лицам производились на основании приказов главного врача больницы от 25.11.2008 г. N 382 и от 23.12.2008 N 414 путем перечисления средств на лицевые счета работников, открытые в филиале открытого акционерного банка "Уралсиб", что подтверждается платежными поручениями с приложением реестров получателей.
По результатам проверки 23.07.2009 г. составлен акт N 15-09-27 проверки обоснованности получения и использования средств за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет в МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги".
В присутствии главного врача больницы П.М.В. составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ.
11.08.2009 Управлением в присутствии законного представителя МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" главного врача П.М.В. вынесены постановления N 11-17-32/2009, N 11-17-33/2009 о назначении больнице административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей по каждому из постановлений.
Не согласившись с указанными постановлениями, МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконными и отменяя данные постановления, суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Оставляя без изменения, состоявшиеся судебные акты, суд кассационной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, исходит из следующего.
Частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Порядок финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, к числу которых относится и МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги", услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, - независимо от срока постановки на диспансерный учет), регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987 (далее - Постановление Правительства РФ N 987) и принятым на его основе приказом Минсоцздравразвития от 05.02.2008 N 51н "О порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет" (далее - Порядок, Приказ N 51н).
В соответствии с пунктом 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 N 50 "О порядке и условиях расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни" средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям в соответствии с Приложением N 2, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с положением об оплате труда.
Согласно пункту 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 N 51н "О порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет" средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям в соответствии с Приложением N 2, а также между медицинскими работниками, осуществляющим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.
Как видно из материалов дела, на основании приказа главного врача от 25.11.2008 N 382, платежным поручением от 03.12.2008 N 11832 произведены выплаты медицинским работникам женской консультации, в том числе: медрегистратору М.И.В., медрегистратору В.Е.А., медрегистратору Т.Н.Г., машинисту по стирке белья С.В.В., соцработнику З.Н.В., медрегистратору З.Н.В., медстатисту Б.Г.Н., гардеробщице Т.Л.Ф., уборщице Д.А. на общую сумму 2 835,12 руб.
В соответствии с приказом главного врача от 23.12.2008 N 414 платежным поручением от 25.12.2008 N 12991, оплачено медицинским работникам женской консультации, в том числе: медрегистратору М.И.В., медрегистратору В.Е.А., медрегистратору Т.Н.Г., машинисту по стирке белья С.В.В., соцработнику З.Н.В., медрегистратору З.Н.В., медстатисту Б.Г.Н., гардеробщице Т.Л.Ф., уборщице Д.А. на общую сумму 3 249,26 руб.
Кроме того, в материалах дела имеются копии приказов от 14.01.2008 N 24-к, от 06.11.2008 N 696-к, от 17.06.2009 N 357-к, от 10.02.2009 N 85-к, от 07.11.2007 N 689-к, в соответствии с которыми С.В.В. периодически совмещает выполнение основной работы с обязанностями сестры-хозяйки, Т.Л.Ф. совмещает выполнение основной работы с обязанностями санитарки женской консультации, М.И.В. была временно приняты на должность медрегистратора до получения документов, подтверждающих квалификацию данного работника, в настоящее время переведена на должность врача-акушера-гинеколога 11 разряда, З.Н.В. переведена на должность медицинской сестры 6 разряда ЕТС, З.Н.В. принята по совместительству медицинским регистратором.
Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время родов и после родов является отдельным видом медицинской помощи, и не входит в понятие первичной медико-санитарной помощи (приказ Минздрава N 663 от 13.10.2005).
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий направленных на поддержание и восстановления здоровья населения. В котором принимает участие медицинский персонал.
Понятие и категории медицинского персонала отражены в Приказе Минздрава Российской Федерации от 06.08.2007 N 526, в соответствии с которым санитарка и сестра - хозяйка входят в перечень медицинского персонала и относятся к профессиональной квалификационной группе "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня".
Таким образом, в оказании медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, участвуют младший, средний и врачебный персонал.
Суд первой и апелляционной инстанции правомерно указал, что в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2006 N 264 "Об утверждении Положения о порядке применения тарифной системы оплаты труда, стимулирующих и компенсационных выплат для работников государственных учреждений здравоохранения Кемеровской области", медицинский статистик, медицинский регистратор являются средним медицинским персоналом, машинист по стирке и ремонту спецодежды и гардеробщик являются тождественными профессиями санитаркам (младший медицинский персона) лечебно-профилактического учреждения, которым разрешено участвовать в диспансерном (профилактическом) наблюдении и родовспоможении детей.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.11.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15301/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2010 г. по делу N А27-15301/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании