Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 апреля 2010 г. по делу N А70-3990/2009
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2009 г. N Ф04-6482/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 г.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства "Емец" А.Л.М. (далее - заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - управление) о признании недействительными решения от 28.01.2009 N 488 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 13.03.2009 N 11-12/00319 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решением от 29.06.2009 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны недействительными.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция полагает, что, судами неправильно применены нормы налогового права, поскольку налогоплательщиком не подтверждены целевое использование субсидий и раздельный учет денежных средств, полученных в рамках целевого финансирования.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно отзыву на кассационную жалобу управление поддерживает доводы инспекции и просит отменить принятые судебные акты.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2007 год инспекцией принято решение от 28.01.2009 N 488, утвержденное решением управления от 13.03.2009 N 11-12/00319.
Оспариваемым решением доначислен НДФЛ в сумме 357 145 руб., начислены пени в размере 23 017,70 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 61 029 руб.
Отсутствие документального подтверждения налогоплательщиком целевого использования сумм субсидий, а также ведения раздельного учета дохода, полученного в виде целевого финансирования из бюджета в рамках приоритетных национальных проектов, послужило основанием для принятия инспекцией указанного решения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между налогоплательщиком и Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области заключен договор от 11.05.2007 N 24/068-07 о предоставлении субсидии; заявителем не представлено пояснений и документов, подтверждающих целевое использование и ведение раздельного учета денежных средств, полученных в рамках целевого финансирования; Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области 09.06.2008 направлено в адрес заявителя уведомление о расторжении договора от 11.05.2007 N 24/068-07 с требованием возврата представленной субсидии; решением от 24.10.2008 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4615/6-2008 сумма целевого займа взыскана с налогоплательщика в полном объеме.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, перечень которых предусмотрен в статье 208 Кодекса.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, договор о предоставлении субсидии заключен в соответствии с Законом Тюменской области от 10.11.2006 N 514 "Об областном бюджете на 2007 год", постановлением от 25.10.2004 N 136-пк администрации Тюменской области "Об утверждении областной целевой Программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 N 150 "Сотрудничество", постановлением от 17.04.2007 N 84 правительства Тюменской области "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в части развития внутриобластной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции в рамках областной целевой программы "Сотрудничество".
Исходя из содержания названных выше норм налогового права, регулирующих порядок исчисления и уплаты НДФЛ, суды пришли к обоснованному выводу, что сумма субсидии, полученная предпринимателем в рамках целевого финансирования, не подлежит включению в доходы при исчислении налоговой базы по НДФЛ.
Таким образом, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.06.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3990/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 1 абз. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
По мнению налогового органа, предприниматель неправомерно не включил в налоговую базу по НДФЛ суммы полученных субсидий, т.к. документально не подтвердил их целевое использование. Кроме того, у него отсутствует раздельный учет денежных средств, полученных в рамках целевого финансирования.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
Согласно подп.1 п. 1 ст. 227 НК РФ предприниматели исчисляют и уплачивают НДФЛ от суммы доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ.
Установлено, что между предпринимателем и областным департаментом агропромышленного комплекса заключен договор о предоставлении субсидии. Данный договор был заключен с предпринимателем в соответствии с областным бюджетом и программой оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Поскольку предприниматель не представил документов, подтверждающих целевое использование субсидии и ведение раздельного учета денежных средств, полученных в рамках целевого финансирования, департамент направил ему уведомление о расторжении договора с требованием возврата представленной субсидии. Решением суда сумма целевого займа была взыскана с предпринимателя.
Учитывая вышеприведенные нормы НК РФ, суд пришел к выводу, что сумма субсидии, полученная предпринимателем в рамках целевого финансирования, не включается в состав доходов при исчислении НДФЛ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2010 г. по делу N А70-3990/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании