Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 апреля 2010 г. по делу N А45-16352/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Ринет" (далее - ОАО "Ринет", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2009 N 35/лз-182 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил защиты информации.
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения; СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 3.6 не подлежит обязательной сертификации как средство защиты информации, кроме того, на СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 3.6 сертификат соответствия имеется (регистрационные номера СФ/114-1335 и СФ/124-1336 от 08.06.2009).
Решением от 02.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Ринет", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение и постановление по делу отменить, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление по доводам, изложенным в ней, возражает, просит решение оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Ринет", является сервисным центром закрытого акционерного общества "ПФ "СКБ Контур", осуществляет деятельность на основании агентского договора от 09.01.2008 N 54367/08, оказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуги по подключению к электронной системе защищенного документооборота "Контур-Экстерн".
При использовании данной системы юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют представление налоговых деклараций в электронном виде в налоговые органы.
При этом, помимо иных средств, используется средство криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 3.6.
Управлением проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в области лицензирования деятельности по распространению, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и предоставлению услуг в области шифрования информации.
В ходе проверки был выявлен факт осуществления ОАО "Ринет" деятельности с нарушением требований пункта 9 главы 1 Приказа Министерства налоговой службы России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, в соответствии с которым защита содержащейся в налоговой декларации информации при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией должна осуществляться только с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.
Усмотрев в действиях открытого акционерного общества "Ринет" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области 01.07.2009 составило протокол об административном правонарушении, на основании которого в отношении ОАО "Ринет" 08.07.2009 принято постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая, что оспариваемое постановление принято Управлением незаконно, ОАО "Ринет" обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований ОАО "Ринет", пришли к выводу, что, несмотря на наличие в момент проверки сертификата соответствия на указанный продукт, Общество в течение шести месяцев использовало не сертифицированную версию, что является правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 1З.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), юридические лица несут административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.
В силу пункта 9 главы 1 Приказа Министерства налоговой службы России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 с целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации, сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
В настоящее время функции по сертификации средств криптографической защиты информации возложены на Федеральную службу безопасности Российской Федерации (подпункт 25 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960).
Судами установлено, что на момент проверки Обществом не были представлены документальные подтверждения сертификации используемого средства криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 3.6. Заявитель предоставлял юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможность использования программного продукта средства криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 3.6. для передачи отчетности в налоговые органы в период с 01.01.2009 по 08.06.2009, что помимо объяснений сотрудника Общества А. А.В. подтверждается также счетом на оплату от 14.05.2009 N 93670255 и актом выполненных работ от 16.06.2009.
Руководитель сектора управления ОАО "Ринет" А. А.В. в своих объяснениях от 01.07.2009 пояснил, что заявитель был ознакомлен с требованиями Приказа Министерства налоговой службы России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, знал о запрете использования несертифицированных средств криптографической защиты информации при предоставлении налоговых деклараций в электроном виде, но оказывал услуги по предоставлению такого средства при передаче юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетности в налоговые органы (средства криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 3.6).
Таким образом, арбитражные суды пришли к правомерному выводу, что правовые основания для привлечения открытого акционерного общества "Ринет" к административной ответственности по части 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области имелись.
Управлением доказано событие, состав и вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, этим доводам дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, установленные обстоятельства и выводы суда по делу переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-16352/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ринет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2010 г. по делу N А45-16352/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании