Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 мая 2010 г. по делу N А45-25083/2009
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия) (далее - Инспекция по Алданскому району Республики Саха Якутия, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Центральному району г. Новосибирска) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Оптсервис" от 10.03.2009 N 1935, об изменениях в учредительных документах (местонахождение Общества).
Заявленные требования мотивированы представлением в регистрирующий орган недостоверных сведений относительно местонахождения ООО "Оптсервис".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Оптсервис" (далее - ООО "Оптсервис", Общество).
Решением от 19.01.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, в удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия) требований отказано.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в суде апелляционной инстанции не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия), указывая, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, и выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение суда, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, представление полного пакета документов в регистрирующий орган не означает, что документы не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. В нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) Обществом были представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения.
Отзыва на кассационную жалобу от ИФНС по Центральному району г. Новосибирска не поступило.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для ее удовлетворения не имеется..
Из материалов дела следует, что ИФНС по Центральному району г. Новосибирска 10.03.2009 на основании поданного заявления, принято решение N 1935 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Оптсервис", в части изменения местонахождения юридического лица.
В результате произведенной государственной регистрации изменений, местом нахождения ООО "Оптсервис" определен адрес: республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, мкр. Дивный, ул. Строителей, 15.
Регистрирующим органом, принявшим данное решение, регистрационное дело направлено в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия).
В ходе проведения мероприятий, проведенных заявителем, установлено, что по указанному в учредительных документах адресу ООО "Оптсервис" не находится.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха Якутия в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Оптсервис".
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из непредставления заявителем безусловных доказательств отсутствия вышеуказанного юридического лица на момент регистрации изменений по указанному в документах адресу, а также отсутствия законных оснований для признания оспариваемого решения регистрирующего органа недействительным.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Закона).
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации изменений Обществом был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации, с заявлением по установленной форме, с подтверждением того, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.
Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 23 Закона N 129-ФЗ, у ИФНС по Центральному району г. Новосибирска не имелось. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о государственной регистрации не предусмотрена.
По смыслу Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Статьей 25 вышеуказанного Закона предусмотрена ответственность юридического лица, индивидуальных предпринимателей за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Более того, указанное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия) обстоятельство не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым.
С учетом изложенного, и при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этими решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказ арбитражного суда в удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Алданскому району Республики Саха (Якутия) требований является правомерным.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции. Это в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.01.2010 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25083/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия)- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2010 г. по делу N А45-25083/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании