Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июня 2010 г. по делу N А67-5951/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 г.
Решением от 04.06.2009 года Арбитражного суда Томской области Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие (далее - МУ ПАТП) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждён И.В.П.
Определением суда от 25.09.2009 года требование Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 884 319 рублей 60 копеек включено в реестр требований кредиторов МУ ПАТП в составе третьей очереди удовлетворения.
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о процессуальной замене лица, участвующего в деле о банкротстве МУ ПАТП, - Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 11.12.2009 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2010 года, в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит указанные судебные акты отменить, заявление о процессуальной замене лица, участвующего в деле о банкротстве, удовлетворить.
Податель жалобы полагает, что суды нарушили нормы процессуального права, применив утратившие актуальность разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данные в постановлении от 30.11.2006 года N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей". Суды не применили положение статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) об уполномоченных органах и постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 года N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны её правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 года N 863 утверждён Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с данным порядком Фонд социального страхования Российской Федерации в силу закона имел право требовать от должника, признанного банкротом, капитализации платежей и их выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 года N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" в постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257 внесены изменения: пункт 2 изложен в следующей редакции: "Установить, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей)".
Поскольку в период рассмотрения данного заявления о процессуальном правопреемстве постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" действовало в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 года N 663, суды нарушили нормы процессуального права, повлёкшее вынесение неправильных судебных актов.
Данное нарушение норм процессуального права в силу частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене обжалованных судебных актов.
Таким образом, определение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, кассационный суд считает возможным принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах заявление уполномоченного органа о замене лица, участвующего в деле о банкротстве должника - Государственного учреждения Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Федеральную налоговую службу подлежит удовлетворению, что также соответствует разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в информационном письме от 13.04.2010 года N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 11.12.2009 года Арбитражного суда Томской области и постановление от 27.02.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5951/2008 отменить.
Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить.
Заменить лицо, участвующее в деле о банкротстве Муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия, - Государственное учреждение Томское региональное отделение Фонда социального страхования на Федеральную налоговую службу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2010 г. по делу N А67-5951/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании