Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июня 2010 г. по делу N А70-8626/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юганск-Нафта" (далее - ООО "Юганск-Нафта", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 (далее - налоговый орган, Инспекция по г. Тюмени N 2) возместить сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 14 759 643 рубля путем перечисления на расчетный счет Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному - Югра (далее - Инспекция по ХМАО - Югра N 1).
Решением от 27.11.2009 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция по г. Тюмени N 2 указала, что судами при вынесении судебных актов не учтены положения пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие процедуру соблюдения досудебного порядка урегулирования спора; требования заявлены не к той стороне; неправомерно применена часть 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой прав на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым налогом по ставке 0 процентов", тогда как в данном случае порядок принятия к вычету сумм НДС должен рассматриваться в соответствии с положением статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 11822/09, Инспекция по г. Тюмени N 2 считает, что наличие у налогоплательщика суммы НДС к возмещению в одном налоговом периоде и к уплате в другом не означает, что у него есть переплата по налогу, пока налоговый орган не подтвердил право на возмещение НДС своим решением.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2007 года Инспекция N 1 по ХМАО - Югра вынесла решение от 11.03.2008 N 641 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 11.03.2008 N 228 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, мотивировав необоснованностью применения налоговых вычетов по НДС за 1 квартал 2007 года в связи с отсутствием в 1 квартале 2007 года сумм исчисленного налога в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации. 17.04.2009 ООО "Юганск-Нафта" в связи со сменой своего места нахождения перешло на учет в Инспекцию по г. Тюмени N 2.
05.05.2009 ООО "Юганск-Нафта" обратилось в Инспекцию по г. Тюмени N 2 с заявлением о возмещении суммы НДС, в том числе, за 1 квартал 2007 года. Ответ на заявление получен не был.
Полагая, что бездействие налоговых органов является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Довод кассационной жалобы относительно неправомерности применения пункта 7 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке ноль процентов" суд кассационной инстанции поддерживает, поскольку как правильно замечено кассатором, данное постановление подлежит применению в случае возмещения НДС по операциям, облагаемым по ставке ноль процентов.
По мнению суда кассационной инстанции, судами правильно отклонен довод о несоблюдении досудебной процедуры урегулирования спора и неправомерном возложении обязанности по возмещению налога.
Поддерживая выводы арбитражных судов этой части, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Как следует из содержания данной нормы, досудебная процедура урегулирования спора в отношении решений налогового органа об отказе в возмещении сумм НДС не предусмотрена, обжалованию в вышестоящем налоговом органе подлежат в обязательном порядке только решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы), которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации.
Поскольку ИФНС по г. Тюмени входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, поэтому передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных интересов.
Более того, НДС относится в силу статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и его возмещение производится за счет федерального бюджета, а не конкретного налогового органа.
Судами также учтено, что налоговый орган отказал в возмещении НДС не по причине непредставления надлежащих документов, подтверждающих налоговые вычеты, а в связи с отсутствием реализации.
Таким образом, суды обоснованно обязали ИФНС по г. Тюмени (по новому месту нахождения налогоплательщика) совершить действия по возмещению НДС.
Ссылка ИНФС по г. Тюмени в кассационной жалобе на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 11822/09 не подтверждает отсутствие единообразной практики, так как оно принято по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, постановил:
решение от 27.11.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 04.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8626/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2010 г. по делу N А70-8626/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании