Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 июня 2010 г. по делу N А67-8303/2009
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Учреждения Российской академии наук Институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (далее - Институт, налогоплательщик) пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 145 385,13 руб.
Решением арбитражного суда от 18.01.2010 требования, заявленные Инспекцией, удовлетворены частично. С Института взысканы пени в сумме 123 769,45 руб., во взыскании пени в сумме 21 615, 68 руб. налоговому органу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно: пункт 9 статьи 165, пункты 1 и 9 статьи 167, пункт 1 статьи 173, пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании 21 615,18 руб. и принять в данной части новый судебный акт о взыскании с Института указанной суммы задолженности.
В отзыве на кассационную жалобу Институт, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражными судами дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Институт в 2006 году осуществлял вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта. Поскольку на 181-й день после даты помещения товара под таможенный режим экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие применение ставки НДС 0 процентов, налогоплательщик исчислил НДС по ставке 18%, отразив сумму налога в счетах-фактурах. Таким образом, был исчислен НДС за следующие периоды 2006 года, в которых не подтвердилась ставка 0 процентов: февраль - 203 901 руб., март - 185 678 руб., май - 79 716 руб., июль - 21 650 руб., сентябрь - 3677 руб., итого - 494 622 руб. Указанные суммы отражены Институтом в представленных в налоговый орган уточненных налоговых декларациях.
В связи с наличием у Института недоимки Инспекцией начислены пени в размере 145 385,13 руб. В адрес налогоплательщика 10.07.2009 направлено требование N 18181 по состоянию на 08.07.2009 об уплате пени в размере 145 385,13 руб. со сроком исполнения до 27.07.2009.
Основанием для начисления пени послужил факт непредставления Институтом в течение 180 календарных дней полного пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров.
Поскольку требование в установленный срок не было исполнено Институтом, Инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя требования, заявленные налоговым органом, арбитражные суды указали на то, что обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика на 181-й день, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации. Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 167 Кодекса - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. В соответствии с пунктом 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 165, пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, если при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, налогоплательщик не представил документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, с учетом подтверждения решением налогового органа обоснованности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по НДС предусмотренные статьей 75 Кодекса пени начисляются, начиная с 181-ого дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с указанными Кодексом документами.
В силу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата НДС за истекший налоговый период производится не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
На основании вышеуказанных норм права арбитражные суды сделали правильный вывод, что предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат начислению начиная с 181-го дня, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, и до дня подачи Институтом налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с документами, указанными в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом неправомерно начислены пени за несвоевременную уплату НДС за 1 квартал 2009 года в размере 145 503,30 руб.
Кроме того, из материалов дела следует, что 17.04.2009, после того как полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС был собран, Институт представил в Инспекцию налоговую декларацию за 1 квартал 2009 года с документами, подтверждающими правомерность применения ставки 0 процентов, в которой отразил сумму НДС 494 622 руб. к уменьшению и указал НДС к возмещению из бюджета в размере 25 883 руб.
При этом арбитражный апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что, поскольку налоговый орган решением от 28.07.2009 N 12-39/721 (т. 2 л.д. 139) возместил Институту НДС в размере 25 883 руб., то, следовательно, подтвердил обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по НДС, а также то, что предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат начислению, начиная с 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с указанными Кодексом документами.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении арбитражными судами норм материального права не соответствуют нормам пункта 9 статьи 165, пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации и практике рассмотрения данной категории споров, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N 15326/05.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.01.2010 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8303/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2010 г. по делу N А67-8303/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании