Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 июля 2010 г. по делу N А27-1673/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Аирко Нет" (далее - ООО ПКФ "Аирко Нет") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации города Кемерово, главе города Кемерово, при участии прокурора Кемеровской области, о признании недействующим постановления Главы г. Кемерово от 29.07.2009 N 65 "О внесении изменений в постановление Главы города от 25.12.2008 N 190 "Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Приложение N 1), под пунктом 204 имущества, арендуемого ООО ПКФ "Аирко Нет" и расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Д. Бедного, 15, площадью 318,3 кв.м., как не соответствующее статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в совокупности со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 31.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействующим постановление администрации города Кемерово от 29.07.2009 N 65 "О внесении изменений в постановление Главы города от 25.12.2008 N 190 "Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Приложение N 1) под пунктом 204 имущества, арендуемого ООО ПКФ "Аирко Нет" и расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Д. Бедного, 15, площадью 318,3 кв.м., - как не соответствующее статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В кассационной жалобе администрация города Кемерово просит отменить принятый по делу судебный акт, как вынесенный с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Администрация города Кемерово полагает, что действия Главы города по принятию оспариваемого постановления последовательны, не злоупотребляют правами общества; выводы суда относительно вынесения администрацией оспариваемого постановления, совершения администрацией действий, имевших целью исключительно воспрепятствование реализации обществом права на приобретение арендуемого имущества, или же свидетельствующих о злоупотреблении правом не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО ПКФ "Аирко Нет" просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку издав постановление о дополнении Перечня имущественной поддержки в части включения в него под N 204 арендуемого обществом помещения, Администрация тем самым воспрепятствовала возникновению у общества преимущественного права приобретения арендуемого им имущества, а, следовательно, в дальнейшем и реализации обществом указанного права.
Отзывы на кассационную жалобу от главы города Кемерово, прокурора Кемеровской области в суд не представлены.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что между ООО ПКФ "Аирко Нет" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (далее КУМИ) был заключен договор аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Кемерово от 26.05.2006 N 9389/ДУ, предметом которого являлось нежилое помещение общей площадью 318,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Д. Бедного, 15.
Срок действия договора аренды N 9389/ДУ был определен с 01.06.2006 по 29.05.2007.
К указанному договору аренды N 9389/ДУ в последующем были заключены дополнительные соглашения N 1 от 06.04.2007, N 2 от 06.03.2008 и N 3 от 02.03.2009, касающиеся расчета размера арендной платы в соответствующие периоды. При этом иные условия договора аренды N 9389/ДУ не изменялись.
К моменту вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) арендованное имущество находилось во временном владении и пользовании общества менее 3-х лет.
Это исключало возможность приобретения указанного имущества обществом в собственность на льготных условиях, установленных Законом N 159-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства.
17.07.2009 Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 149-ФЗ), который вступил в силу 22.07.2009.
В соответствии с изменениями, вносимыми указанным законом в Закон N 159-ФЗ, минимальный срок, в течение которого арендуемое имущество должно было находиться во временном владении или пользовании субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, являющийся необходимым условием для реализации преимущественного права покупки, был снижен законодателем с 3-х до 2-х лет.
Соответственно, с момента вступления в силу указанного Закона N 149-ФЗ общество могло претендовать на реализацию принадлежащего ему права преимущественной покупки арендуемого им помещения в случае соответствия остальным критериям, предусмотренным статьей 3 Закона N 159-ФЗ.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства N 6 от 28.07.2009 принято решение о включении 17 новых объектов в Перечень имущественной поддержки, в том числе и арендуемого ООО ПКФ "Аирко Нет" помещения под N 4 по адресу: г. Кемерово, ул. Д. Бедного, 15.
Постановлением главы города Кемерово от 29.07.2009 N 65 "О внесении изменений в постановление Главы города от 25.12.2008 N 190 "Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" ранее утвержденный Перечень имущественной поддержки был дополнен рядом объектов, в том числе, под N 204 в него было включено арендуемое ООО ПКФ "Аирко Нет" помещение.
ООО ПКФ "Аирко Нет" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Кемерово с заявлением о рассмотрении возможности продажи арендуемого помещения в собственность в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Кемерово от 13.10.2009 в своем ответе на заявление общества сообщил, что поскольку арендуемое обществом помещение оспариваемым постановлением Главы города N 190 включено в Перечень имущественной поддержки, оно не может быть передано в собственность общества в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
Посчитав, что включение арендуемого обществом помещения в Перечень имущественной поддержки противоречит законодательству и нарушает его права, ООО ПКФ "Аирко Нет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу, что издав оспариваемое постановление в части включения в него под N 204 арендуемого обществом помещения, администрация города Кемерово воспрепятствовала возникновению у общества преимущественного права приобретения арендуемого им имущества.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановление главы города Кемерово от 29.07.2009 N 65 "О внесении изменений в постановление Главы города от 25.12.2008 N 190 "Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" является нормативным актом, поскольку издано органом местного самоуправления, содержит правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, то есть содержит все признаки, характеризующие его как нормативный акт.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
В соответствии с частью 4 статьи 18 названного Закона N 209-ФЗ органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2.1 Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 22.12.2008 N 188 "Об утверждении положения "О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня" (далее - Положение) закреплено, что в целях решения вопросов имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Глава города создает постоянно действующую комиссию по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия).
Согласно пункту 2.6 Положения решения Комиссии носят рекомендательный характер.
Порядок формирования, ведения и опубликования Перечня имущественной поддержки предусмотрен Разделом III указанного Положения.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения в Перечень имущественной поддержки может быть включено имущество, свободное от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Из содержания статьи 3 Закона N 159-ФЗ следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Арбитражным судом установлено, что ООО ПКФ "Аирко Нет" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и арендуемое им имущество соответствует первым трем критериям, предусмотренным статьей 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции Закона N 149-ФЗ), ему с 22.07.2009 (даты вступления в силу Закона N 149-ФЗ) могло бы быть предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого им имущества при условии, что данное имущество не включено в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ в Перечень имущественной поддержки.
29.07.2009, то есть в течение недели после вступления в силу изменений в Закон N 159-ФЗ, в соответствии с которыми у ООО ПКФ "Аирко Нет" возникло преимущественное право покупки арендуемого им помещения, администрацией города Кемерово проведено заседание Комиссии имущественной поддержки и арендуемое обществом помещение под пунктом 204 включено в Перечень имущественной поддержки.
Включение в Перечень имущественной поддержки, арендованного обществом имущества, фактически лишает общество возможности воспользоваться правом преимущественной приватизации, тем самым нарушает его права и законные интересы и создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае включения объекта договора аренды в утвержденный Перечень за арендатором может быть признано право на приобретение, поскольку действия органа местного самоуправления по включению имущества в такой Перечень в данном случае могут расцениваться как совершенные с целью воспрепятствования реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия администрации города Кемерово по дополнению Перечня имущественной поддержки, предпринятые непосредственно после внесения соответствующих изменений в законодательство, имеют своей целью исключительно воспрепятствовать реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение арендуемого имущества.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемое постановление от 29.07.2009 N 65 "О внесении изменений в постановление главы города от 25.12.08 N 190 "Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Приложение N 1) под пунктом 204 имущества, арендуемого обществом, судом первой инстанции правомерно признано не соответствующим статье 3 Закона N 159-ФЗ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы полно и всесторонне судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка. Суд кассационной инстанции не имеет оснований для иных выводов по существу спора.
В связи с изложенным, состоявшийся по делу судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Допущенная судом описка в резолютивной части решения в наименовании постановления N 65 от 29.07.2009 Администрации г. Кемерово, а не Главы г. Кемерово (л.д. 40, 41) не повлекла принятия судом незаконного судебного акта по существу спора по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1673/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. по делу N А27-1673/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании