Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июля 2010 г. по делу N А03-8402/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 г.
Заместитель прокурора Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному образованию город Бийск, муниципальному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю (далее - УФРС по АК) 1) о признании недействительными: учредительного договора о создании общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕЛКОМ" (далее - ООО "ИНТЕЛКОМ"), заключенного 30.03.2007 между муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска", обществом с ограниченной ответственностью "Мега-Групп" (далее - ООО "Мега-Групп") и Ц.А.А., в части участия муниципального образования г. Бийск в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" и внесения в уставный капитал ООО "ИНТЕЛКОМ" муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" 2 000 руб.; сделки по передаче имущества в счет оплаты уставного капитала ООО "ИНТЕЛКОМ", заключенной 08.05.2007 муниципальным образованием г. Бийск в лице в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" и ООО "ИНТЕЛКОМ", по внесению вклада в размере 2000 рублей, оформленной платежным поручением N 410 от 08.052007; договора передачи имущества в уставный капитал ООО "ИНТЕЛКОМ" нежилого здания, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2 общей площадью 638,7 кв. м, заключенного 12.12.2007 между муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" и ООО "ИНТЕЛКОМ"; сделки по передаче ООО "ИНТЕЛКОМ" подвала нежилого здания, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2, площадью 329,1 кв. м, оформленной разрешением N 01/2008 на перепланировку нежилых помещений от 01.01.2008 и актом приемки законченного перепланировкой нежилого здания N 59/2008 от 30.09.2008; сделки по передаче имущества в счет оплаты уставного капитала ООО "ИНТЕЛКОМ", заключенной 07.04.2009 муниципальным учреждением "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" и ООО "ИНТЕЛКОМ" по внесению дополнительного вклада в уставный капитал в размере 3 000 рублей, оформленной платежным поручением N 290 от 07.04.2009; 2) о применении последствий недействительности ничтожных сделок путем обязания ООО "ИНТЕЛКОМ" возвратить в муниципальную собственность муниципальному образованию город Бийск Алтайского края в лице муниципального учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал ООО "ИНТЕЛКОМ": нежилого здания общей площадью 967,8 кв. м., расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2; денежные средства в размере 5 000 рублей, обязания муниципального образования городской округ город Бийск Алтайского края в лице муниципального учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" возвратить ООО "ИНТЕЛКОМ" долю в уставном капитале, равную 10 процентам; 3) признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2, площадью 967,8 кв. м, кадастровый номер 22:65:016109:0018:01:405:002:000104110, произведенную управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 21.12.2007 за N 22-22-02/053/2007-437.
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые сделки заключены с нарушением статей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью", которыми органам местного самоуправления запрещено выступать участниками обществ, а так же тем, что указанные сделки являются сделками приватизации, которые осуществлены с нарушением статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации способом, не предусмотренным законодательством о приватизации. Кроме того, истец указал, что порядок увеличения уставного капитала общества произведен в нарушение положений статьи 19 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Рыночная стоимость вышеназванного здания существенно занижена, в связи с чем, соответственно, занижена и доля муниципалитета в уставном капитале общества. Подвал здания по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2, не является самостоятельным объектом, а лишь принадлежностью главной вещи. Таким образом, произошла самостоятельная сделка по передаче подвала без законных на то оснований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: администрация г. Бийска, муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации г. Бийска" (далее - МУ "Финансовое управление администрации г. Бийска"), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю (далее - МИФНС N 1 по АК).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.11.2009 (судья Н.И. С.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд пришел к выводу, что в данном случае участником общества выступило муниципальное образование, а не орган местного самоуправления и нарушений требований закона не имеется, приватизация является одним из способов отчуждения государственного имущества.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.11.2009 в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2, произведенную управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 21.12.2007 за N 22-22-02/053/2007-437 оставлено без изменения. В остальной части решение отменено, иск удовлетворен.
Постановление мотивировано тем, что муниципальное образование не вправе участвовать в создании общества с ограниченной ответственностью, вносить муниципальное имущество в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Сделка по внесению муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Муниципальное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" и муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации г. Бийска", не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, обратились с кассационными жалобами.
Заявители оспаривают вывод суда о том, что муниципальное образование не может быть учредителем обществ с ограниченной ответственностью. По их мнению, постановлением администрации г. Бийска от 30.03.2007 N 597 учредителем ООО "ИНТЕЛКОМ" выступило муниципальное образование г. Бийска, которое не является органом местного самоуправления. Участие муниципального образования г. Бийск не нарушает статью 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
По мнению заявителей, разрешение на перепланировку N 01/2008 от 01.01.2008 и акт приемки законченного перепланировкой нежилого здания N 59/2008 от 30.09.2008 не являются сделками по передаче ООО "ИНТЕЛКОМ" подавала нежилого здания. Указанные документы являются доказательствами внесения в уставный капитал общества вклада муниципального образования и не отвечают требованиям статей 153 и 161 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Просят постановление отменить, оставить в силе решение.
Прокуратура постановление находит законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, кассационная инстанция считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Бийска N 597 "Об участии муниципального образования город Бийск в ООО "ИНТЕЛКОМ" от 30.03.2007 МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Бийска" поручено выступить от имени муниципального образования город Бийск учредителем ООО "ИНТЕЛКОМ", внести вклад в уставный капитал общества в размере 2 000 рублей, что составляет 20 процентов уставного капитала общества.
30.03.2007 МУ "Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Бийска", Ц. А.А. и ООО "Мега-Групп" на общем собрании учредителей принято решение о создании ООО "ИНТЕЛКОМ", заключен учредительный договор и утвержден устав общества.
Уставный капитал общества сформирован за счет денежных средств учредителей, который составляет 10 000 рублей и распределен между участниками следующим образом: Ц. А.А. - 2 000 руб., что соответствует 20 процентам доли в уставном капитале общества; ООО "Мега-Групп" - 6 000 руб., что соответствует 60 процентам доли в уставном капитале общества; МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" - 2 000 руб., что соответствует 20 процентам доли в уставном капитале общества.
Решением МИФНС N 1 по АК от 02.04.2007 N 1073А ООО "ИНТЕЛКОМ" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство 22 N 002375090.
Платежным поручением N 410 от 07.05.2007 МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" оплатило свою долю в уставном капитале ООО "ИНТЕЛКОМ" в полном объеме.
Согласно протоколу N 2 общего собрания учредителей ООО "ИНТЕЛКОМ" от 24.09.2007 участниками общества принято решение об увеличении уставного капитала в связи с производственной необходимостью до 10 000 000 руб., который распределен между учредителями в следующем порядке: Ц. А.А. - 2 000 000 руб., что соответствует 20 процентам доли; ООО "Мега-Групп" - 7 000 000 руб. - 70 процентов доли; МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" - 1 000 000 руб. - 10 процентов доли, а также принято решение о внесении изменений в устав и учредительный договор ООО "ИНТЕЛКОМ" об увеличении уставного капитала и изменении долей в уставном капитале общества. Изменения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
Постановлением администрации г. Бийска от 12.12.2007 N 2835 "Об участии муниципального образования город Бийск в ООО "ИНТЕЛКОМ" дано согласие об изменении доли участия муниципального образования город Бийск в уставном капитале общества до 10 процентов. МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Бийска" поручено от имени муниципального образования город Бийск дополнительно внести в уставный капитал ООО "ИНТЕЛКОМ" вклад в размере 998 000 руб. и сформировать дополнительный вклад в виде нежилого здания, расположенного по адресу город Бийск, ул. Мухачева, 226/2 рыночной стоимостью 995 000 руб., а также денежных средств в сумме 3 000 руб.
Согласно протоколу общего собрания учредителей общества N 3 от 12.12.2007 дополнительный вклад МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Бийска" в уставный капитал ООО "ИНТЕЛКОМ" в виде нежилого здания по ул. Мухачева, 226/2, общей площадью 638,7 кв.м., кадастровый номер 22:65:000000:0000:01:405:000007390:0100:20000, рыночной стоимостью 995 000 руб. и денежных средств в сумме 3 000 руб. принят, в связи с чем между МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" и ООО "ИНТЕЛКОМ" заключен договор передачи имущества в уставный капитал.
Постановлением администрации города Бийска Алтайского края от 12.12.2007 N 2834 муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" переименовано в муниципальное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска".
Платежным поручением N 290 от 07.04.2009 МУ "Управление муниципальным имуществом города Бийска" оплатило дополнительный вклад ООО "ИНТЕЛКОМ", перечислило денежные средства в сумме 3 000 руб. на расчетный счет общества.
21.12.2007 УФРС по АК на вышеназванное здание площадью 638,7 кв. м зарегистрировано право собственности ООО "ИНТЕЛКОМ".
В ходе эксплуатации переданного в качестве вклада в уставный капитал общества здания ООО "ИНТЕЛКОМ" на основании разрешения N 01/2008 от 01.012008 на перепланировку нежилых помещений произведено устройство подвала площадью 329,1 кв.м., в связи с чем произошло увеличение общей площади объекта до 967,8 кв.м.
30.09.2008 выдан акт N 59/2008 приемки законченного перепланировкой нежилого здания общей площадью 967,8 кв. м, в том числе подвал площадью 329,1 кв.м.
Указанные документы послужили основанием для регистрации УФРС по АК права собственности ООО "ИНТЕЛКОМ" на нежилое здание по адресу: г. Бийск, ул. Мухачева, 226/2 общей площадью 967,8 кв. м.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К таким публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющим статус этих органов.
Вопросы участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах регулируются пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ. Указанные нормы предусматривают, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
К таким законам относится Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Между тем статья 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", содержащая исчерпывающий перечень способов приватизации, не предусматривает такой способ приватизации муниципального имущества как внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.
В силу действующего законодательства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе лишь выступать в качестве учредителей (участников) открытых акционерных обществ (пункт 5 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19).
На основании изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что сделки по передаче муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ООО "ИНТЕЛКОМ" денежных средств, нежилого административного здания, в том числе оформленной разрешением N 01/2008 на перепланировку нежилых помещений от 01.01.2008 и актом приемки законченного перепланировкой нежилого здания N 59/2008 от 30.09.2008, являются ничтожными.
Таким образом, апелляционная инстанция приняла судебный акт, соответствующий закону. Оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А03-8402/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учреждению было поручено выступить от имени муниципального образования в качестве одного из учредителей ООО и внести имущество в уставный капитал. Речь шла не о межмуниципальном ООО.
Прокурор, полагая такие действия незаконными, обратился в суд.
Суд округа поддержал позицию прокурора, пояснив следующее.
Нижестоящий суд ошибочно счел, что нарушения закона нет, поскольку участником общества выступило муниципальное образование, а не орган местного самоуправления.
Между тем в силу ГК РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления.
Исходя из Закона об ООО, такие органы власти не вправе быть участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. К таким нормативно-правовым актам отнесен Закон о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Закон не предусматривает такой способ приватизации муниципального имущества, как его внесение в уставный капитал ООО. С учетом этого сделки по его передаче в качестве указанного вклада ничтожны.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2010 г. по делу N А03-8402/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании