Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 августа 2010 г. по делу N А75-3109/2010
(извлечение)
Муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - муниципальное предприятие, МП "Водоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - ГЖИ ХМАО-Югры) о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2010 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением от 09.04.2010 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных муниципальным предприятием требований отказано.
В кассационной жалобе муниципальным предприятием просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 N 25080-СК/14 услуга по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов не относится к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2006 N 307, пунктом 6 которого дано понятие "водоотведение" - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети. В данном случае оказываемые услуги не соответствуют вышеуказанному понятию - водоотведение ввиду отсутствия присоединенной сети, поэтому отсутствует вина заявителя. Более подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от Государственной жилищной инспекции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры до начала судебного заседания не представлен.
В связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении сторон о времени и месте судебного заседания по рассмотрению вышеуказанной кассационной жалобы, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 27.07.2010 с 09 час. 25 мин. до 04.08.2010 до 10 час. 25 мин., о чем участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что между МП "Водоканал" и владельцем жилого дома - А. О.П. (Потребитель), проживающей по адресу: г. Ханты-Мансийск, переулок Курортный, дом 10, заключен договор от 07.10.2009 N 552 на оказание услуг муниципальным предприятием по водоотведению, включающий откачку, вывоз и очистку от жидких бытовых отходов (ЖБО) выгребной ямы емкостью - 4 м3 и очистку суточных вод по заявке потребителя в течение 2 календарных дней (один раз в месяц).
Потребитель 26.01.2010 обратился в муниципальное предприятие для оказания услуги, предусмотренной договором от 07.10.2009 N 552.
МП "Водоканал", рассмотрев 05.02.2010 заявление потребителя, направило в его адрес письмо (л.д. 19 том 1), в котором указало, что на лицевом счете А. О.П. числится задолженность и оказание услуги может быть осуществлено только после полного ее погашения.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об извещении Потребителя в письменной форме о наличии у него задолженности.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения владельца жилого дома 10 по переулку Курортный в г. Ханты-Мансийске в ГЖИ ХМАО-Югры.
На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя ГЖИ ХМАО - Югры от 09.02.2010 N 18 специалистом контролирующего органа в период с 24.02.2010 по 27.02.2010 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении МП "Водоканал".
В ходе проверки установлено нарушение вышеуказанным муниципальным предприятием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", выразившееся в незаконном отказе собственнику жилого дома в предоставлении коммунальной услуги по водоотведению - откачке и вывозу жидких бытовых отходов, что нашло отражение в акте проверки от 27.02.2010 N 6.
Административным органом 27.02.2010 вынесено предписание N 2 об устранении нарушений вышеуказанных Правил и начисление платы за водоотведение (откачку и вывоз жидких бытовых отходов) на основании подтверждающих документов об оказании услуг в срок - до 16.03.2010.
Кроме того, по факту незаконного отказа в оказании услуг по водоотведению Потребителю - А. О.П., проживающей по адресу: г. Ханты - Мансийск, переулок Курортный, 10 в отношении МУ "Водоканал" должностным лицом ГЖИ ХМАО - Югры 01.03.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 8 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Первым заместителем руководителя ГЖИ ХМАО - Югры 19.03.2010 вынесено постановление о привлечении МУ "Водоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании принятого постановления незаконным и его отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что МУ "Водоканал" является исполнителем услуги по откачке и вывозу жидких отходов (ЖБО), оказываемой жителям дома N 10 по переулку Курортный в г. Ханты - Мансийске, соответственно, лицом, которое обязано обеспечить нормативный уровень и режим обеспечения населения этой коммунальной услугой (водоотведение), пришел к выводу о законности и доказанности вынесенного Государственной жилищной инспекцией ХМАО - _Югры постановления о привлечении муниципального предприятия к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. Данные выводы арбитражного суда первой инстанции были поддержаны судом апелляционной инстанции, который оставил без изменения принятое по делу судебное решение.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).
Действие вышеуказанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых домах частного, государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 2 Правил).
В силу пункта 3 Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно договору от 07.10.2009 N 552, заключенному 07.10.2009 между МП "Водоканал" и А. О.П. услуга по водоотведения заключается в откачке, вывозу и очистке от жидких бытовых отходов (ЖБО) выгребной ямы емкостью - 4 м3 и очистку суточных вод по заявке потребителя в течение 2 календарных дней (один раз в месяц) из септика дома N10 по пер. Курортный в г. Ханты-Мансийске.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о том, что МП "Водоканал" является исполнителем услуги по водоотведению, оказываемой жителям вышеуказанного дома, соответственно является лицом, которое обязано обеспечить нормативный уровень и режим обеспечения населения этой коммунальной услугой.
Согласно пунктам 49 и 75 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Исполнитель вправе приостановить или ограничить оказание коммунальных услуг спустя месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случаях определенных в пункте 80 Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 81 Правил подачу отопления, холодного водоснабжения и водоотведения приостанавливать или ограничивать нельзя при наличии даже непогашенной задолженности за оказываемые коммунальные услуги.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что МП "Водоканал" отказало в требовании Потребителя в оказания услуги по водоотведению, бесперебойному вывозу сточных вод из септика жилого дома N 10 по пер. Курортный в г. Ханты-Мансийск при отсутствии на то оснований.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в действиях МП "Водоканал" наличие вменяемого ему административного правонарушения, при отсутствии процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о законности привлечения вышеуказанного муниципального предприятия к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3109/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2010 г. по делу N А75-3109/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании