Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 сентября 2010 г. по делу N А46-3740/2010
(извлечение)
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Административной комиссии Центрального административного округа г. Омска (далее - Административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу N КБЛ-13-10 от 24.02.2010 о привлечении ОАО "ОмскВодоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 30 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 5 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отсутствовали основания для проведения данной внеплановой проверки.
Решением от 31.03.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования Общества отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ОАО "ОмскВодоканал", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Просит применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество указало, что административным органом было допущено нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу административный орган по доводам Общества возражает, просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал свои доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что 13.01.2010 Административно - технической инспекцией Администрации г. Омска проведена проверка Общества по вопросу соблюдения и исполнения правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска.
В ходе данной проверки было установлено, что ОАО "ОмскВодоканал" нарушены статьи 2, 152 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" (далее - Правила благоустройства), а именно: по состоянию на 15 час. 40 мин. 13.01.2010 ОАО "ОмскВодоканал" не очищена от уплотненного снега и снежно-ледяных образований крышка люка смотрового водопроводного колодца, расположенного у водоразборной колонки по адресу: ул. 4 Кировская, 76 - Южная.
По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2010 N 11, на основании которого принято постановление от 24.02.2010 по делу N КБЛ-13-10 об административном правонарушении и привлечении ОАО "ОмскВодоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 30 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ Кодекс Омской области об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности по делу об административном правонарушении N КБЛ-13-10 незаконно, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя частично заявленное требование, исходили из того, что привлечение ОАО "ОмскВодоканал" к административной ответственности осуществлено административной комиссией в рамках представленных ей полномочий, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности. Наличие в действиях Общества вменяемого состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 30 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" нарушение правил содержания, эксплуатации смотровых колодцев, других подземных и надземных конструктивных элементов инженерных коммуникаций, если ответственность за данное правонарушение не установлена федеральным законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
В соответствии со статьей 2 Правил благоустройства юридические и физические лица: 1) обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим Решением; 2) обеспечивают содержание и уборку прилегающей и (или) закрепленной территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Согласно статье 152 Правил благоустройства крышки люков подземных коммуникаций должны полностью очищаться от свежевыпавшего снега, уплотненного снега, снежно-ледяных образований и содержаться в состоянии, обеспечивающем возможность быстрого их использования.
Из материалов следует, что между Департаментом недвижимости администрации города Омска и открытым акционерным обществом "ОмскВодоканал" заключен договор N 29601 краткосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводного - канализационного хозяйства города Омска, к которому отнесен и смотровой водопроводный колодец, расположенный у водоразборной колонки по адресу: г. Омск, ул. 4 Кировская, 76 - Южная.
Суды установили, и материалами дела подтверждено, что по состоянию на 15 час. 40 мин. 13.01.2010 ОАО "ОмскВодоканал" полностью не очищена от снега, уплотненного снега и снежно-ледяных образований крышка люка водопроводного смотрового колодца, расположенная возле водоразборной колонки по адресу: ул. 4 Кировская, 76 - Южная.
При таких обстоятельствах, суды, оценив согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: протокол об административном правонарушении от 15.01.2010 N 11 (л.д. 9), приложенные к нему фотоматериалы (л.д. 23), объяснения ведущего специалиста отдела контроля К.А.Ю. (л.д. 22), договор краткосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства города Омска N 29601 от 31.03.2005 (л.д. 29), реестр объектов инвентарного учета (л.д. 28), установив факт административного правонарушения - нарушение правил содержания и эксплуатации конструктивных элементов инженерных коммуникаций и вину Общества в его совершении, обоснованно отказали в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии по делу N КБЛ-13-10 от 24.02.2010.
Выводы судов о правомерности привлечения Общества к ответственности по статье 30 Кодекса Омской области об административных правонарушениях и назначении ему штрафа в минимальном размере 5 000 руб. являются правильными.
Довод заявителя о нарушении административным органом части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ кассационной инстанцией отклоняется, поскольку был предметом рассмотрения судов, по нему дана правильная правовая оценка.
Частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что сотрудником Административно-технической инспекции Администрации г. Омска была проведена проверка по вопросу соблюдения и исполнения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, то есть, на территории общего пользования. При этом предметом проверки не была определена именно деятельность ОАО "ОмскВодоканал" и на Общество не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Все приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы судов переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.06.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3740/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А46-3740/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании