Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 сентября 2010 г. по делу N А81-1370/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Норильскгазпром" (далее - ОАО "Норильскгазпром", общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 решения от 12.03.2008 N 2-24-25 Районной Думы муниципального образования Тазовский район (далее по тексту - Дума) "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на межселенной территории муниципального образования Тазовский район".
Решением от 03.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Дума в кассационной жалобе просит отменить названное решение и принять по делу новый судебный акт. Считает, что судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "Норильскгазпром" в отзыве на кассационную жалобу, указывая на несостоятельность изложенных в ней доводов, просит оставить без изменения обжалуемое решение как законное.
В судебном заседании представители общества поддержали в полном объеме доводы, указанные в отзыве.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по нему решения, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенными 04.10.2005 между администрацией муниципального образования Тазовский район (арендодатель) и ОАО "Норильскгазпром" (арендатор) с учетом соглашения от 13.12.2007 договорами аренды N 133-05, N 134-05, N 135-05, N 136-05, N 137-05 арендатору переданы земельные участки сроком до 01.01.2018. Предусмотрено, что размер арендной платы может изменяться не чаще одного раза в год в одностороннем порядке арендодателем без составления дополнительного соглашения сторон в случаях изменения коэффициента индексации либо ставки арендной платы в соответствии с законодательством. Арендатор уведомляется заказным письмом. Размер арендной платы устанавливается в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальных образований, а также по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Решением Думы от 12.03.2008 N 2-24-25 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на межселенной территории муниципального образования Тазовский район" (далее - решение Думы N 2-24-25) утверждены ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от их целевого использования, а также коэффициенты к ставкам арендной платы, в том числе: коэффициенты, учитывающие категорию земельного участка (пункт 3 решения); коэффициенты использования, учитывающие специфику осуществления деятельности на конкретном земельном участке (пункт 4); коэффициенты, учитывающие категорию арендатора (пункт 5).
Ставки арендной платы и коэффициенты к ним согласно пункту 1 решения Думы N 2-24-25 утверждены в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на межселенной территории муниципального образования Тазовский район.
Пунктом 2 решения Думы N 2-24-25 установлен повышающий коэффициент равный 25 по отношению к ставке арендной платы за ненадлежащее санитарное состояние земельного участка, на основании составленного акта в ходе проведения муниципального земельного контроля.
Считая, что пункт 2 решения Думы N 2-24-25 не соответствует законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Возражения против этих требований мотивированы тем, что повышающий коэффициент за ненадлежащее санитарное состояние земельного участка к ставке арендной платы установлен в связи с допущенными нарушениями по использованию земель, находящихся на межселенной территории, в результате чего сложилась тяжелая экологическая ситуация.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, оценив совокупность представленных доказательств, правомерно исходил из того, что установление Думой повышающего коэффициента равного 25 по отношению к ставке арендной платы за ненадлежащее санитарное состояние земельного участка нарушает положения пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Правильно отметил, что при установлении указанного коэффициента, Дума вышла за рамки полномочий по регулированию размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, переданные ей администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа на основании Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением от 03.12.2007 N 568-А администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Ссылаясь на положения статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации, обосновано указал, что за нарушение требований экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов виновные лица несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Правомерно счел, что установление повышающего коэффициента равного 25 было произведено без анализа и оценки экономических, природных, географических и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков. При этом сделал обоснованный вывод, что представленные в суд копии муниципальных контрактов на оказание авиационных услуг воздушным транспортом не содержат указание на то, в каких целях приобретались эти услуги, проекты рекультивации нарушенных земель ОАО "Хантымансийскгеофизика" не свидетельствуют о том, что данные работы проводились за счет средств бюджета муниципального образования. В этой связи правильно посчитал, что оспариваемый пункт решения Думы N 2-24-25 подлежит признанию недействующим как не соответствующий законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающий права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, являющегося обоснованным и законным, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.06.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1370/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А81-1370/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании