Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Хаметовой А.В, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1943/2024 по апелляционному представлению прокуратуры города Москвы, апелляционной жалобе ФИО19 на решение Московского городского суда от 16 апреля 2024 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО9 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Зефировой Д.А, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О, заключение прокурора Ветлицына Д.А, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 изложено в новой редакции. Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 N 1928-ПП, от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП Перечень объектов излагался в новых редакциях, действовавших с 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, 1 января 2024 года соответственно.
Указанные постановления размещены: постановление от 29 ноября 2016 года N789-ПП - 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2 - 4; постановление от 28 ноября 2017 года N 911-ПП - 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1 - 5; постановление от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП - 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1 - 2; постановление от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП - 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1; постановление от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, и опубликовано 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68, том 2; постановление от 23 ноября 2021 N 1928-ПП - на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 8 декабря 2021 года, и опубликовано 14 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра" N 32; постановление от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2023 года, и опубликовано 5 декабря 2023 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, том 2, 3, 4.
Под пунктом N в Перечень на 2015 год, под пунктом N в Перечень на 2016 год, под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год, под пунктом N в Перечень на 2024 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
ФИО10 являющаяся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в нежилом здании по адресу: "адрес" обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных положений приложения 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", указав в обоснование своих требований, что предусмотренные ими объекты недвижимости не обладают установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые положения противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, поскольку включение объектов недвижимости в Перечень приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество.
Решением Московского городского суда от 16 апреля 2024 года административные исковые требования ФИО11 удовлетворены частично. Признан недействующим пункт N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП с 1 января 2024 года. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано. С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционном представлении прокуратура города Москвы просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об исключении спорного здания из Перечня на период 2022 года. Указывает на то, что актами обследования от 15 октября 2014 года N, от 30 июня 2016 года N не подтверждается использование 100% площади здания для размещения офисов. В акте 2014 года не представлены фотографии, фиксирующие фактическое использование здания в целях размещения офисов, на фототаблице запечатлен только фасад здания, в разделе 6.3 акта имеется запись о том, что здание не используется, осуществляется ремонт. Акт 2016 года составлен без доступа в здание. Судом не оценен в совокупности с другими доказательствами акт обследования от 31 марта 2022 года N, согласно которому здание фактически не используется для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Из материалов дела усматривается, что спорное здание является комплексом апартаментов "Loft 151".
В апелляционной жалобе ФИО12 просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает на то, что судом дана ненадлежащая оценка актам обследования от 15 октября 2014 года N от 30 июня 2016 года N, которыми по существу не подтверждается фактическое использование здания в целях осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, какие-либо данные, свидетельствующие об использовании более 20% общей площади здания под офисы, объекты торговли, а также расчеты фактического использования площадей здания по видам деятельности в актах отсутствуют. Фактическое использование спорного здания под размещение апартаментов, помимо информации, содержащейся в актах обследования, подтверждается кадастровыми паспортами на квартиры-апартаменты от 2014 года, сведениями из официальных сайтов, таблицей о продаже апартаментов, выписками из ЕГРН, на которых размещены сведения о комплексе. Сведения сетевого издания СПАРК не подтверждают использование более 20% площади зданий под цели, указанные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Вывод суда о том, что административный истец не обратился в установленном порядке с заявлением о несогласии с результатами мероприятий по определению фактического использования, не может быть положен в основу решения об отказе в удовлетворении части требований, поскольку предусмотренная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком для заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления, жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив оспариваемые положения на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2024 годы не соответствует действующему федеральному законодательству. В остальной части оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО13 не установлено.
Судебная коллегия, проверив правильность оценки судом первой инстанции обстоятельств дела и применения положений действующего законодательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2015 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Этими же пунктами, изложенными в редакции, действовавшей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
При этом до 1 января 2017 года здание (строение, сооружение) признавалось предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения - использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). С 1 января 2017 года здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, с 1 января 2017 года - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы с 1 января 2015 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", действовавшими в редакции Закона города Москвы от 7 мая 2014 года N 25, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 в приведенной выше норме в пункте 1 статьи 1.1 слова "общей площадью свыше 3 000 кв. метров" исключены, в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2 000" заменены цифрами "1 000". Названные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, объект недвижимости может быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по критерию вида земельного участка, на котором он расположен, а также по критерию его фактического использования при превышении установленной площади объекта.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве определен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", которым предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", с 25 апреля 2023 года - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, установленным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (пункт 3.2 в редакции постановления от 4 октября 2017 года N 10, пункт 5.5 в редакции постановления от 25 апреля 2023 года N 722-ПП).
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 1.2, 3, 4, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций (пункт 2.4).
В соответствии с подпунктами 4, 6 пункта 1.4 названного Порядка под офисом понимается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; под объектом общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
Из материалов дела следует, что ФИО14 является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Здание с кадастровым номером N, инвентарный номер N, площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - здание, расположено по адресу: "адрес", сведения об объекте носят статус - "архивные", сведения о зарегистрированных правах, местоположении отсутствуют, объект снят с кадастрового учета 9 января 2023 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 января 2024 года N).
Здание с кадастровым номером N, инвентарный номер N, площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое здание, расположено по адресу: "адрес" сведения об объекте носят статус - "актуальные, ранее учтенные", сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 января 2024 года N).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что по адресу: "адрес" на кадастровом учете стояло два здания: с кадастровым номером N и с кадастровым номером N, которые имели один инвентарный номер.
Из ответов Управления Росреестра по г. Москве от 1 апреля 2024 года N, ППК "Роскадастр" от 25 марта 2024 года N усматривается, что в рамках актуализации сведений было установлено дублирование сведений об объектах: сведения о здании с кадастровым номером N дублируют сведения о здании с кадастровым номером N, в связи с чем первым был присвоен статус - "архивный", данные об этом внесены в ЕГРН 9 января 2023 года, объект снят с кадастрового учета.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером N расположено в пределах объекта с кадастровым номером N; в составе сведений о здании с кадастровым номером N сведения о расположении в нем помещения с кадастровым номером N отсутствуют (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18 декабря 2022 года N, от 30 января 2024 года N).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений.
Согласно пунктам 12, 13, 16 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 7 декабря 2023 года N П/0514, статус записи "архивная" в ЕГРН присваивается неактуальным на любой текущий момент времени записям в случае снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и в связи с этим государственной регистрации прекращения прав, ограничений прав, обременений объекта недвижимости, сделки.
При таком положении оснований считать, что включение в Перечни на 2017-2022 годы здания с кадастровым номером N, сведения о котором имеют статус "архивные" в связи со снятием объекта с кадастрового учета по причине дублирования, требует признания положений нормативного правового акта недействующими, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что административным истцом не представлены какие-либо данные, свидетельствующие о том, что данными положениями нарушены ее права как собственника помещения, связь которого со зданием, имеющим кадастровый номер N, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не установлена и установлена в дальнейшем быть не может по причине снятия его с учета.
Что касается здания с кадастровым номером N, то из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, усматривается, что оно включено в Перечень на 2024 год по основанию, предусмотренному подпунктами 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, а именно в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
При этом Правительство исходило из того, что по сведениям портала услуг публичной кадастровой карты указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, который согласно информации Департамента городского имущества города Москвы имеет вид разрешенного использования - "предпринимательство (4.0) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)), производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Полагая утверждение административного ответчика не соответствующим действительности, суд исходил из того, что достоверных доказательств размещения нежилого здания на данном участке не представлено.
Согласно сведениям ППК "Роскадастр" от 25 марта 2024 года N нежилое здание с кадастровым номером N расположено в пределах одного участка с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования - для "дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений завода (5 участков)".
Из содержания пункта 3.2 постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", а также приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, приказа Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 усматривается, что вид разрешенного использования земельного участка является определенным и не предполагает размещение на нем офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то есть не позволяет использование расположенного на нем объекта в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости от 25 апреля 2023 года N, от 30 января 2024 года N здание не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Данные обстоятельства указывают на то, что объект не обладает признаками административно-делового, торгового центров по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, пункт N Перечня на 2024 год обоснованно признан судом недействующим с начала действия редакции.
Решение суда в указанной части сторонами не обжаловано.
В Перечни на 2015-2022 годы здание с кадастровым номером N включено на основании подпунктов 2 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, исходя из вида его фактического использования.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в указанной части, суд исходил из того, что составленными с соблюдением установленных требований актами Госинспекции по недвижимости от 15 октября 2014 года N от 30 июня 2014 года N с учетом сведений сети Интернет, подтверждено, что 100 % площади здания используется под размещение офисов.
Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может в связи со следующим.
Согласно выводам акта Госинспекции по недвижимости от 15 октября 2014 года N составленного по результатам обследования здания с кадастровым номером N, здание фактически используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Вместе с тем согласно разделу 2 "Описание фактического использования помещений" при визуальном осмотре установлено, что нежилое здание не используется, предполагаемая планировка - офисные цели.
В разделе 6.3 акта "Размер фактической площади объекта нежилого фонда, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности" отмечено, что "данные изъяты" кв. м или 100 % площади здания составляют офисные помещения (не используются, ремонт).
К данному акту приложены фотографии, согласно которым в здании ведутся ремонтные работы, частично вставлены окна, внешняя отделка, внутренние перегородки и отделка отсутствуют.
При таком положении данный акт нельзя признать достоверным доказательством фактического использования здания под размещение офисов, поскольку из его содержания явно усматривается, что объект не используется.
В акте Госинспекции по недвижимости от 30 июня 2014 года N составленного по результатам обследования здания с кадастровым номером N, также сделан вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. При этом в разделе 2 "Описание фактического использования помещений" указано, что вся площадь здания используется под размещение офисов, при этом в комментарии отмечено, что все помещения офисов представляют собой апартаменты. Согласно приложенной фототаблице инспекторами зафиксирован только фасад здания без каких-либо вывесок и табличек.
Таким образом, данный акт, составленный в отношении дублирующего здания, также не свидетельствует об использовании здания с кадастровым номером N в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия дополнительно учитывает сведения из сети Интернет о том, что нежилое здание фактически представляет собой комплекс апартаментов "Лофт 151", имеются сведения о продаже апартаментов.
Также следует отметить, что актом Госинспекции по недвижимости от 31 марта 2022 года N установлено, что все помещения в здании ("данные изъяты" кв. м) представляют собой номерной фонд гостиниц, апартаменты, в связи с чем сделан вывод о том, что здание фактически не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах сведения системы СПАРК, содержащие данные о значительном числе организаций, зарегистрированных по адресу здания, большинство из которых ликвидированы или являются недействующими, не могут служить достаточным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни.
Вместе с тем, в материалы дела представлены сведения о том, что все налоговые обязательства административного истца в отношении помещения с кадастровым номером N за налоговые периоды 2015-2022 годов выполнены.
Согласно пункту 2.1 статьи 52, пункту 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, юридически значимыми для административного истца, обратившейся с настоящим административным иском в суд в 2024 году, являются налоговые периоды 2021-2023 годов.
Согласно разъяснениям, приведённым в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2024 года N 8-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", рассматривая дела данной категории суды должны учитывать, был ли соблюден административным истцом разумный срок на обращение в суд с момента, когда ему должно было стать известно о нарушении его прав, поскольку пересмотр размера налоговых обязательств без учета времени обращения этого лица за таким пересмотром и вынесения судом решения не допускается.
Каких-либо данных, свидетельствующих о невозможности своевременного обращения административного истца в суд за защитой своих прав, в материалы дела не представлено, заинтересованность в оспаривании положений Перечней за 2015-2020 годы не обоснована.
Утверждение представителя административного истца о том, что отказ в удовлетворении административного иска в отношении Перечней на 2015-2020 годы может повлечь нарушение прав третьих лиц, не может быть принято во внимание, поскольку носит предположительный характер, а административный истец не наделен правом на обращение в суд в их интересах.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска ФИО15 об оспаривании в части Перечней на 2015-2020 годы, поскольку ею не представлены данные о своевременном оспаривании актов Госинспекции по недвижимости в соответствии с положениями пункта 3.9 Порядка, а также в судебном порядке, о соблюдении разумного срока на обращение в суд с момента, когда ей должно было стать известно о нарушении ее прав.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО16 о признании недействующими пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Перечня на 2022 год нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела. По делу надлежит принять новое решение об удовлетворении административного иска в указанной части, признании оспариваемых положений недействующими с начала действия соответствующей редакции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 16 апреля 2024 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО17 о признании недействующими пункта N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП с 1 января 2021 года, пункта N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП с 1 января 2022 года отменить, принять в указанной части новое решение.
Признать недействующими пункт N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП с 1 января 2021 года, пункт N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП с 1 января 2022 года.
В остальной части решение Московского городского суда от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО18 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.