Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2010 г. по делу N А45-27173/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий" (далее - Общество, Институт, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - налоговый орган, Инспекция) осуществить возврат налога и пени в размере 5 560 779 рублей 11 копеек с уплатой процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога за период с 27.03.2009 по 01.02.2010 в размере 505 644 рублей 69 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.02.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями нарушены положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступал.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, 17.02.2006 общим собранием акционеров Института принято решение о его ликвидации и создании ликвидационной комиссии (протокол от 17.02.2006 N 9), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись за N ГРН 2065403015236, свидетельство серии 45 N 003348607.
28 июня 2006 года общим собранием акционеров Общества на должность председателя ликвидационной комиссии избран Г. В.Р.
28 марта 2007 года ликвидационная комиссия обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании Общества несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2008 производство по делу о признании Общества несостоятельным (банкротом) было прекращено в связи с отказом от заявления.
28.10.2008 Инспекцией были внесены в ЕГРЮЛ сведения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица либо учредителем (участником) юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации (за N ГРН 2085403999338).
Общество обжаловало данные действия Инспекции в арбитражном суде первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.05.2009 по делу N А45-5605/2009, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009, указанные действия Инспекции были признаны незаконными в связи с из несоответствием Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на Инспекцию возложена обязанность по исключению из ЕГРЮЛ записи за N ГРН 2085403999338.
20.05.2009 в ЕГРЮЛ восстановлены сведения о том, что Общество находится в стадии ликвидации.
Инспекция направила Обществу в порядке статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования об уплате налога, сбора, пени:
- N 30785 об уплате задолженности перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по состоянию на 25.07.2006 в виде недоимки в размере 27 384 336 рублей и пени в размере 15 709 921 рубля, выставленное на основании принятого налоговым органом решения от 30.06.2006 N 167/ДСП по результатам налоговой проверки;
- N 31465 об уплате задолженности по НДС по состоянию ан 23.08.2006 в виде недоимки в размере 90 929 рублей;
- N 32365 об уплате задолженности по НДС, единому социальному налогу и налогу на имущество организаций по состоянию на 28.08.2006 в виде недоимки в размере 40 248 рублей и пени в размере 401 842 рублей 13 копеек.
В связи с неисполнением налогоплательщиком указанных выше требований в порядке пункта 1 статьи 46 НК РФ Инспекцией приняты решения о взыскании налогов, сборов, нении, штрафов за счет денежных средств на счетах Института в банках:
- решение от 16.08.2006 N 3398 о взыскании недоимки и пени в сумме 31 044 958 рублей 40 копеек; основание - неисполнение Обществом требования об уплате налога от 25.07.2006 N 30785;
- решение от 19.09.2006 N 4183 о взыскании недоимки и пени в размере 442 090 рублей 13 копеек; основание - неисполнении требования об уплате налога от 23.08.2006 N 32365.
На основании решения от 16.08.2006 N 3398 налоговым органом были выставлены инкассовые поручения от 13.09.2006 N 10576 на общую сумму 90 292 рубля, выставленному к расчетному счету Общества в КБ "АКРОПОЛЬ" (ЗАО) г. Москва.
На основании решения от 19.09.2006 N 4183 были выставлены инкассовые поручения от 19.09.2006 N 11517, 11518, 11519, 11520, 11521, 11523, 11524 на общую сумму 442 069 рублей 69 копеек, выставленные к расчетному счету Общества в КБ "АКРОПОЛЬ" (ЗАО) г. Москва.
Инкассовые поручения не были исполнены полностью в связи с отсутствием у Общества денежных средств.
В порядке пункта 7 статьи 46, пункта 1 статьи 47 НК РФ налоговым органом принято решение о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика организации от 22.08.2006 N 234 на сумму 31 044 958 рублей 40 копеек и решение о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика организации от 27.09.2006 N 277 на сумму 533 019 рублей 13 копеек. Во исполнение принятых решений Инспекцией направлены судебному исполнителю постановления от 22.08.2006 N 234 и от 27.09.2006 N 277 соответственно о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества должника. Судебным приставом исполнителем на основании указанных постановлений были вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.09.2006 N 15/2818/3/8/2006 и от 12.10.2006 N 15/3121/4/7/2006 соответственно.
Постановлением от 12.10.2006 указанные выше исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство N 15/2828/3/8/2006-С, в рамках которого с Института взыскано: 6 135 рублей 55 копеек, направленных в погашение недоимки по постановлению от 22.08.2006 N 234, согласно постановлению о распределении взысканных денежных средств от 23.10.2006; 3 400 рублей 79 копеек, направленных в погашение недоимки по постановлению от 27.09.2006 N 277, согласно постановлению о распределении денежных средств от 01.11.2006; 25 620 рублей, направленных в погашение недоимки по постановлению от 22.08.2006 N 234, согласно постановлению о распределении денежных средств от 07.11.2006; 4 130 рублей, направленных в погашение недоимки по постановлению от 27.09.2006 N 277, согласно постановлению о распределении денежных средств от 08.11.2006.
В связи с нахождением Общества в стадии ликвидации, на основании пункта 6 части 1 статьи 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 указанные выше исполнительные производства были окончены 29.12.2006, а исполнительные документы переданы по акту председателю ликвидационной комиссии Общества Г. В.Р.
Постановления от 22.08.2006 N 234 и от 27.09.2006 N 277 налоговым органом повторно были направлены в отдел по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области.
При этом Инспекцией не было указано судебному приставу о том, что данные постановления частично исполнены.
На основании указанных постановлений судебным приставом были возбуждены исполнительные производства и принято постановление о перечислении денежных средств с расчетного счета Общества. По платежному поручению от 26.03.2009 N 508 денежные средства в размере 5 560 779 рублей 11 копеек были списаны со счета налогоплательщика. Остальная сумма денежных средств была списана со счета налогоплательщика, согласно постановлению о распределении взысканных денежных средств от 10.04.2009 по исполнительному производству N 50/15/1537/5/2009-СД.
Факт взыскания со счета Общества в доход бюджета списанных сумм не оспаривается Инспекцией и подтверждается материалами дела.
11 сентября 2009 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне списанных денежных средств.
23 сентября 2009 Инспекцией было направлено письмо налогоплательщику N 09-15/0 16990, согласно которому налоговый орган не усмотрел оснований для возврата списанных денежных средств.
Несогласие с отказом налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что с момента введения в отношении организации процедуры ликвидации требования о взыскании с нее задолженности по налогам могут быть удовлетворены только в порядке, предусмотренном статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследуя материалы дела, судебные инстанции установили факт совершения налоговым органом действий по списанию денежных средств налогоплательщика, не соответствующих нормам налогового законодательства.
Порядок возврата и (или) зачета излишне уплаченных сумм налога регулируется статьей 78 НК РФ. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога регулируется статьей 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Суды, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходили из факта нахождения Общества в процедуре ликвидации и положений статьи 49 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией; очередность исполнения обязанностей по уплате налогов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством России.
При этом суды руководствовались положениями ст. 79 НК РФ, которая определяет порядок излишне взысканного налога.
В рассматриваемом случае Общество не оспаривает наличие недоимки, начисленной согласно решению налогового органа по результатам выездной налоговой проверки от 30.06.2006 N 167/ДСП.
Факт начисления налогов (пени, санкций) по указанному решению нашел отражение в описательных частях решения суда от 12.02.2010 (стр.2, 5) и постановления апелляционной инстанции (стр.2, 4). В то же время суд апелляционной инстанции, давая оценку доводу Инспекции о пропуске Обществом 3-месячного срока, указывает, что Обществу стало известно о переплате в момент списания денежных средств со счета, - 31.03.2009. То есть, в судебном акте отсутствует однозначная квалификация спорных денежных средств.
Таким образом, для возврата налога в порядке ст. 79 НК РФ и начисления процентов в порядке ст. 79 НК РФ необходимо установить факт излишнего взыскания налогов.
В судебных актах отсутствует оценка довода налогового органа, что при отсутствии переплаты по налогам возврат взысканного налога в порядке ст. 79 НК РФ невозможен.
Кассационная инстанция поддерживает довод жалобы, что, принимая решение о возврате денежных средств в порядке ст. 79 НК РФ с начислением процентов по ставкам ст. 79 НК РФ суды не проверили наличие всех оснований возврата, предусмотренных настоящей статьей.
Кроме того, в нарушение статей 170, 271 АПК РФ суды не дали оценки доводу налогового органа о необходимости применения в рассматриваемом случае положений п. 4 ст. 49 НК РФ.
Согласно пункту 4 ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Таким образом, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.02.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010, принято по недостаточно полно исследованным материалам дела, с нарушением норм материального права, поэтому подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть указанные в настоящем постановлении выводы суда кассационной инстанции, установить входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для рассмотрения дела обстоятельства, а именно наличие или отсутствие переплаты в бюджет по спорным налогам, рассмотреть по существу доводы и возражения сторон по делу, и с учетом всех установленных обстоятельств, принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.02.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А45-27173/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2010 г. по делу N А45-27173/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании