Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-53/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" о признании нормативных правовых актов недействующими в части, с апелляционными жалобами общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис", Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 19 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного истца ООО "Электросетьсервис" Шейко И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" (далее также - Общество, регулируемая организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений и дополнений просило (т.3, л.д. 98-100):
1. Признать недействующим с момента издания постановление Региональной энергетической комиссией Кузбасса от 29 декабря 2023 года N 779 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" в части установления пунктом 15 приложения N 2 для территориальной сетевой организации ООО "Электросетьсервис" необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2024 год в размере 38 734, 74 тыс. руб.;
2. Признать недействующим с момента издания постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 29 декабря 2023 года N 780 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям на 2024 год" (в редакции постановления от 17 января 2024 года N 1) в части:
- таблиц 1 и 2 приложения N 1;
- пункта 15 таблицы 3 приложения N 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбасса на 2024 год);
- пунктов 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 приложения N 3 (Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2024 год).
3. Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять новый заменяющий акт.
В обоснование требований административного иска указано, что необходимая валовая выручка на 2024 год органом регулирования установлена с нарушением тарифного законодательства, посредством неверного определения подконтрольных расходов, а также исключения из расчета подтвержденных в установленном порядке плановых затрат, что привело к занижению необходимой валовой выручки и установлению её в экономически необоснованном размере. Поскольку необходимая валовая выручка на 2024 год рассчитана с нарушением действующего законодательства, то и размер индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными территориальными сетевыми организациями, рассчитанных на основе размера необходимой валовой выручки сетевой организации, не является экономически обоснованным. Полагает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Определением Кемеровского областного суда от 19 апреля 2024 года административное исковое заявление Общества о признании недействующим со дня принятия постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 29 декабря 2023 года N 780 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям на 2024 год" (в редакции постановления от 17 января 2024 года N 1) в части таблиц 1 и 2 приложения N 1, а также пункта 42 приложения N 3 оставлено без рассмотрения, поскольку имеется не вступившее в законную силу решение Кемеровского областного суда от 9 апреля 2024 года, принятое по административному иску о том же предмете (том 5, л.д. 7 - 10).
Решением Кемеровского областного суда от 19 апреля 2024 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия:
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 29 декабря 2023 года N 779 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области", в части установления пунктом 15 приложения N 2 для территориальной сетевой организации ООО "Электросетьсервис" необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2024 год в размере 38 734, 74 тыс. руб.;
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 29 декабря 2023 года N 780 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям на 2024 год" (в редакции постановления от 17 января 2024 года N 1) в части:
пункта 15 таблицы 3 приложения N 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбасса на 2024 год);
пунктов 39, 40, 41, 43, 44, 45 приложения N 3 (Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2024 год).
На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса судом возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса, признанные недействующими в части.
Не согласившись с решением суда, представителем административного истца обществом с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда изменить в части статей "подконтрольные расходы" и "отчисления на социальные нужды", принять в данной части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Повторяя доводы административного искового заявления, выражает несогласие с отказом суда в удовлетворении заявленного в судебном заседании 19 апреля 2024 года ходатайства об отложении судебного заседания до принятия обоснованного заменяющего акта в связи с признанием недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 15 сентября 2023 года N 118, которым были установлены подконтрольные расходы организации на 2023 год, являющиеся базой для 2024 года.
Ссылаясь на часть 1 статьи 216, главу 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статью 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", оспаривает вывод суда о том, что на момент принятия постановлений N 779 и N 780 размер подконтрольных расходов, установленный для ООО "Электросетьсервис" на 2023 год постановлением N 118, являлся действующим. Полагает, что в отсутствие законно установленной цены (тарифа) на ресурс, постановление N 118 не может считаться действующим.
Согласно судебным актам по делам N 3а-192/2023 и N 3а-351/2023 регулятору указано на необоснованный размер (занижение) НВВ Общества, в связи с чем размер подконтрольных расходов, установленный регулятором на 2024 года, в основу которого положен отмененный нормативный правовой акт, нельзя считать экономически обоснованным.
Основываясь на разъяснениях, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", считает, что регулятору необходимо учесть выводы состоявшихся судебных актов по вышеуказанным делам, а, следовательно, и размер ЕСН установить в экономически обоснованном размере, а не на базе отмененного постановления N 118, что необходимо было отразить в решении суда.
Ссылку в оспариваемом решении на абзац 9 пункта 7 Основ ценообразования полагает необоснованной, поскольку Общество с 2025 года не будет соответствовать критериям сетевой организации, а значит, не сможет уже рассчитываться с контрагентами и содержать имущество.
Представителем административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса также подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Кемеровского областного суда от 19 апреля 2024 года отменить.
Оспаривает вывод суда в части необоснованного исключения регулятором из необходимой валовой выручки неподконтрольных расходов по статье "плата за аренду имущества и лизинг" по договорам аренды электросетевого комплекса.
Указывает, что по договорам аренды, заключенным с АО ПО "Водоконал", АО "ИПО Водоканал" и МУП "ГЭТ", расходы не были приняты, так как в договорах аренды фигурируют только здания или помещения без электросетевого оборудования. Само же электросетевое оборудование было продано с обременениями своего использования, что предполагает предоставление доступа к электросетевому оборудованию, в связи с чем отсутствовала необходимость заключать отдельные договоры аренды помещений и зданий.
Апеллянт выражает несогласие с выводами суда по расходам на аренду офиса, отмечает, что расчет по занимаемым площадям для офисных работников на 2024 год не представлялся, поэтому регулирующим органом был сделан расчет исходя из численности АУП на 2024 год. При этом сам расчет административным истцом оспорен не был.
Помимо вышеуказанного, автор жалобы обращает внимание, на то, что поскольку статья "отчисления на социальные нужды" определяется от установленного ФОТ на 2024 год в соответствии с тарифом страховых взносов 30% и уведомления из соцстраха от несчастных случаев 0, 4% за 2023 год, то отчисления на социальные нужды составили 25 310, 32 * 0, 304, 34 = 7 694, 34 тыс. руб.
Относительно статьи "расходы связанные с компенсацией незапланированных расходов (+) или полученного избытка (-)" указано, что необходимая валовая выручка 2024 года была уменьшена на сумму (-64 372, 82 тыс.руб.) на основании статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Остаток недополученного дохода, за предыдущий период, предлагается включить в следующем периоде регулирования, на 2025 год, в указанной сумме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" Шейко И.В. доводы свой апелляционной жалобы поддержала, доводы апелляционной жалобы административного ответчика находила необоснованными.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А. находила обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения, однако, полагала, что при принятии решения судом необоснованно не учтено признание постановления N 118 в части недействующим в качестве основания для изменения базового уровня подконтрольных расходов на 2024 год.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее также - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Оценивая оспариваемые постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции в соответствующей форме, официально опубликованы, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2023 по 2027 годы.
28 апреля 2023 года общество с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" обратилось в адрес Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также - РЭК Кузбасса, Регулятор, тарифный орган) с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2024 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д. 107, 111 - 120). Впоследствии предоставлялись дополнительные материалы (том 1 л.д. 109, 110).
4 мая 2023 года Регулятором открыто дело по установлению тарифов на 2024 год (том 1 л.д. 108).
По результатам проведения экспертизы предложений Общества специалистами тарифного органа составлено экспертное заключение, согласно которому признана экономически обоснованной необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2024 год (без учета оплаты потерь и услуг территориальных сетевых организаций) в размере 38 734, 74 тыс. руб. (том 2 л.д. 130 - 253), и далее, на заседании правления РЭК Кузбасса, приняты оспариваемые постановления.
Рассматривая доводы административного истца о необоснованном занижении необходимой валовой выручки ООО "Электросетьсервис", суд правомерно исходил из того, что необходимая валовая выручка пунктом 2 Основ ценообразования определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей определен пунктами 11 - 12 Методических указаний N 98-э, из них пункт 11 содержит две формулы расчета необходимой валовой выручки: на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования (формула 1) и на год долгосрочного периода регулирования, отличный от базового (первого) (формула 2).
Поскольку для общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" 2024 год является вторым годом очередного долгосрочного периода регулирования расчет необходимой валовой выручки осуществлен по формуле 2 (заключение РЭК Кузбасса по материалам, предоставленным обществом с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2024 год - том 2 л.д. 130 - 253).
Пунктом 38 Основ ценообразования и пунктом 6 Методических указаний N 98-э к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов.
Подконтрольные расходы на расчетный год периода регулирования (отличный от базового) - ПРi, определяются в соответствии с пунктом 11(1) Методических указаний N 98-э, путем индексации уровня подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (ПР1 - базовый уровень подконтрольных расходов) по формулам 9.3, 9.4, 9.5 Методических указаний N 98-э, учитывающим индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования (Xj), прогнозное годовое значение индекса потребительских цен, а при наличии известных фактических значений - фактическое годовое значение индекса потребительских цен (Ij), коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0, 75 (Кэл), изменение количества условных единиц, относящихся к активам и объектам электросетевого хозяйства (уеj, уеj-1).
Согласно экспертному заключению, величина подконтрольных расходов Общества на 2024 год определена экспертом в сумме 74 991, 03 тыс. руб, расчет коэффициента индексации приведен в экспертном заключении, базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов экспертом принят в размере 34 063, 30 тыс. руб. (том 2 л.д. 165 -167).
С выводом суда о том, что величина подконтрольных расходов Общества установлена в экономически обоснованном размере, судебная коллегия не соглашается, в указанной части доводы апелляционной жалобы административного истца заслуживают внимание.
Базовый уровень подконтрольных расходов был исчислен при принятии тарифного решения на 2023 год (базовый год очередного долгосрочного периода регулирования), установлен постановлением РЭК Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" (столбец 3 пункта 19 таблицы 3 приложения к постановлению).
Решением Кемеровского областного суда от 3 апреля 2023 года по административному делу N 3а-192/2023 вышеуказанный нормативный правовой акт в приведенной части признан недействующим по основанию допущенных органом регулирования нарушений при определении величины НВВ Общества, в том числе базового уровня подконтрольных расходов (том 4 л.д. 217 - 228).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года (дело N 66а - 1088/2023) решение Кемеровского областного суда оставлено без изменения (том 4 л.д. 229 - 235).
15 сентября 2023 года, во исполнение решения Кемеровского областного суда от 3 апреля 2023 года по делу N 3а-192/2023 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года N 66а-1088/2023, Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление N 118 "Об установлении ООО "Электросетьсервис" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Электросетьсервис" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год".
Вышеуказанный нормативный правовой акт был оспорен административным истцом относительно установления Обществу необходимой валовой выручки на 2023 год, а также одного из парных индивидуальных тарифов для взаиморасчетов, и решением Кемеровского областного суда от 10 ноября 2023 года по делу N 3а-351/2023 в данной части был признан недействующим (том 4 л.д. 236 - 246).
По результатам рассмотрения административного дела судом установлены нарушения требований тарифного законодательства при определении Обществу необходимой валовой выручки на 2023 год, в том числе при расчете базового уровня подконтрольных расходов. На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий вышеуказанное постановление в оспоренной части.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2024 года (дело N 66а - 283/2024) решение Кемеровского областного суда оставлено без изменения (том 5 л.д. 1 - 6).
Таким образом, орган регулирования принял к расчету базовый уровень подконтрольных расходов, установленный нормативным правовым актом, который признан судом недействующим, что свидетельствует о нарушении требований пункта 33(1) Правил регулирования.
Установление вышеуказанных обстоятельств, учитывая положения статьи 16, части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являлось достаточным основанием для вывода об экономической необоснованности подконтрольных расходов, и как следствие, расходов по статье "отчисления на социальные нужды".
Остальные выводы суда являются верными, они подробно мотивированы и подтверждены имеющимися доказательствами, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически не обоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Пункт 9 Методических указаний N 98-э предусматривает, что регулирующий орган ежегодно должен производить корректировку необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования.
Распределение в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется на период не более 5 лет. Такие доходы и расходы включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (пункт 11 Методических указаний N 98-э).
Из анализа содержания приведенных правовых норм следует, что правило распределения исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, - не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии; также это правило не распространяется на экономически обоснованные расходы предприятия, которые еще не были понесены, но которые запланированы и признаны в качестве необходимых тарифным органом на предстоящий период регулирования.
Как верно указал суд первой инстанции, необходимых условий для применения положений пункта 7 Основ ценообразования у Региональной энергетической комиссии Кузбасса при определении размера необходимой валовой выручки ООО "Электросетьсервис" на 2024 год (уменьшении необходимой валовой выручки на 64 372, 82 тыс.руб.) не имелось.
Из материалов дела следует, что при утверждении необходимой валовой выручки на 2024 год заявленные Обществом расходы на аренду электросетевого оборудования учтены РЭК Кузбасса не в полном объеме, в частности исключены затраты по договорам аренды, заключенным с АО ПО "Водоканал", АО "ИПО Водоканал" и МУП "ГЭТ", со ссылкой на аренду зданий без оборудования и разъяснения ФАС России в письме N АГ/49225/15 от 14 сентября 2015 года (том 2 л.д. 169, том 4 л.д. 203 - 211).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 указанного Федерального закона.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац 11 статьи 3 Закона об электроэнергетике).
Из пункта 3.1 ГОСТ Р 53316-2009. "Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания", утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 года N 92-ст, следует, что кабельная линия - это линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей (проводов, токопроводов) с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков и в пустотах строительных конструкций или другим способом.
Согласно пункту 4.2.6. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 года N 242, трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений. Распределительный пункт - это распределительное устройство 6-500 кВ с аппаратурой для управления его работой, не входящее в состав ПС.
Для передачи электрической энергии необходимо технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, которое осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 43 Методических указаний от 6 августа 2004 года N 20-э/2 расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Пунктом 48 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрено, что необходимая валовая выручка сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, распределяется по уровням напряжения по формулам, в которых используются данные о сумме условных единиц по оборудованию, распределенных по уровням напряжения. Согласно пункту 11 Методических указаний N 98-э, количество условных единиц является одной из переменных в формулах расчета НВВ на соответствующий год долгосрочного периода регулирования и при ее корректировке.
Как следует из пункта 57 Методических указаний N 20-э/2 сумма условных единиц по оборудованию определяется в соответствии с Приложением 2 к названным методическим указаниям, которое, в свою очередь, содержит две таблицы N П2.1 (объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор) и П2.2 (объем подстанций 35 - 1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0, 4 - 20 кВ в условных единицах).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 названных правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, в частности документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Согласно положениям пункта 24 Правил регулирования в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Из содержания приведенных норм следует, что в составе активов регулируемой организации могут быть учтены те объекты, которые непосредственно связаны с передачей электрической энергии и позволяют осуществлять регулируемую деятельность, при этом права на данное имущество должны быть подтверждены документами, представленными в составе тарифного предложения.
Суд первой инстанции, исходя из содержания и объема представленных Обществом в тарифной заявке документов, перечисленных им в обжалуемом судебном акте, верно исходил из того, что здания (помещения) трансформаторных подстанций и находящееся в них оборудование представляет собой единый комплекс, элементы которого технологически связаны и выполнять свои функции самостоятельно не могут. В равной степени это относится к распределительным пунктам, а также линиям электропередачи, для функционирования которых требуются опоры (применительно к воздушным линиям), кабельные каналы, трубы (применительно к кабельным линиям).
Владение Обществом лишь оборудованием трансформаторных подстанций, распределительных пунктов, линиями электропередачи, иным электрическим оборудованием не позволяет осуществлять регулируемую деятельность по передаче электрической энергии, в связи с чем аренда помещений (зданий), переданных Обществу по договорам аренды с "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты", в которых находится такое оборудование, подлежит учету в составе расходов регулируемой организации.
При этом содержание договоров купли-продажи электросетевого оборудования, на которые сослался административный ответчик, само по себе, не может являться достаточным и безусловным основанием для исключения названных расходов.
Планируемые Обществом расходы на прочую аренду РЭК Кузбасса снижены в связи с перерасчетом величины затрат по договору аренды гаража от 31 марта 2023 года N 1/2023-з в соответствии с количеством транспортных средств, а также исключением затрат на аренду холодного склада из цены договора аренды офиса и производственных помещений от 31 марта 2023 года N 4/2023-з (том 2 л.д. 168 - 169, том 4 л.д. 212).
Являясь профессиональным участником рынка электроэнергетики, регулируемая организация несет риск уменьшения необходимой валовой выручки, в частности, по причине ненадлежащего обоснования необходимых для нее затрат.
Уменьшая размер расходов на аренду гаража, тарифный орган исходил из владения Обществом одной единицей транспорта марки ГАЗ Соболь, её габаритов, на основании чего определена потребность в площади помещения для размещения данного транспортного средства и хранения комплектующих к нему, составившей 34, 5 кв.м, вместо заявленной (69 кв.м).
Поскольку потребность в большей площади гаража обществом с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" не обоснована, то суд правомерно, сославшись на пункт 17 Правил регулирования, признал примененный тарифным органом подход соответствующим требованиям законодательства в области электроэнергетики, имеющего большую юридическую силу.
В подтверждение расходов на аренду офисных и производственных помещений Обществом на тарифное регулирование представлен договор аренды N 4/2023-з от 31 марта 2023 года, по условиям которого арендодатель передает арендатору за плату во временное пользование помещение общей площадью 289, 1 кв.м, в том числе: офисы - 164 кв.м, производственные отапливаемые помещения - 25, 1 кв.м, холодный склад - 100 кв.м. (том 2 л.д. 57 оборот - 64).
Поскольку общество с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" не обосновало нуждаемость в аренде холодного склада, то тарифный орган также правомерно не учел расходы по его аренде.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции верно указал, что итоговое значение затрат по договору аренды N 4/2023-з от 31 марта 2023 года составит 1 093, 13 тыс. руб, исходя из расчета: 1 213, 13 тыс. руб. (годовой размер арендной платы по договору в целом) - 120 тыс. руб. (годовой размер арендной платы холодного склада).
Поскольку ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания Правления РЭК Кузбасса (том 2 л.д. 168 - 169, 179, том 3 л.д. 56 - 62, том 4 л.д. 212) не содержится иного обоснования для снижения названных расходов, то их принятие в размере равном 594, 17 тыс. руб. является экономически необоснованным. Доводы РЭК Кузбасса о дополнительном снижении затрат по договору аренды N 4/2023-з от 31 марта 2023 года, исходя из численности сотрудников Общества, правомерно отклонены судом по изложенным основаниям.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Кемеровского областного суда имелись правовые основания для признания оспариваемых постановлений недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии заменяющих нормативных правовых актов административному ответчику надлежит руководствоваться выводами, изложенными в мотивировочной части настоящего апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кемеровского областного суда от 19 апреля 2024 года оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.