Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 сентября 2010 г. по делу N А75-3450/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сов-Алко" (далее - ООО "Сов-Алко", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2010 года N ХО-010-О-Ю-юл о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы отсутствием у Общества обособленных подразделений, следовательно, отсутствием обязанности представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года N 858.
Решением от 12.05.2010 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление ООО "Сов-Алко" удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неверное толкование судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Управление, ссылаясь на положения статей 18, 19 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", полагает, если в лицензии содержится второй адрес, отличный от адреса места нахождения организации, то этот адрес является адресом обособленного подразделения организации. Поскольку склад ООО "Сов-Алко" внесен в имеющуюся у Общества лицензию, то, по мнению административного органа, данный склад имеет статус обособленного подразделения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество по доводам Управления возражает, просит решение оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, 18.05.2006 Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре Обществу выдана лицензия серии А611207, регистрационный номер 261 на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции (кроме экспорта и импорта), сроком действия до 18.05.2011 года.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности Обществом были представлены декларации по формам N 5, N 6, N 7 приложения к Положению о представлении деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации о 31.12.2005 года N 858 (Положение), за 4 квартал 2009 года по адресу места нахождения организации: 628240, ХМАО - Югра, Тюменская область, г. Советский, ул. Калинина, д. 44-А.
При проведении проверки представленных ООО "Сов-Алко" деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года было выявлено, что Общество не представило как на бумажном носителе, так и в электронном виде декларации по формам N 5, N 6, N 7 приложения к Положению за 4 квартал 2009 года по адресу места нахождения обособленного подразделения: ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Советский, Восточная промзона, овощехранилище.
Начальника отдела контроля и надзора за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Р.О.В. была составлена служебная записка, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В отношении Общества 15.03.2010 составлен протокол о совершении административного правонарушения, а 19.03.2010 Управлением принято постановление N ХО-010-Щ-Ю-юл о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что оспариваемое постановление незаконно, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды исходили из отсутствия у ООО "Сов-Алко" обособленных подразделений, следовательно обязанность предоставления деклараций форм N 5, N 6, N 7 дополнительно по складу - месту осуществления лицензируемой деятельности, у заявителя не возникла.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Правительством Российской Федерации издано Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное Постановлением от 31.12.2005 года N 858.
Пунктом 5 указанного Постановления определено, что организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
Пунктом 5.4.1. Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 154 определено, что Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, законодательно определена обязанность представлять декларации утвержденной формы в территориальные органы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, при этом при наличии обособленного подразделения юридического лица, указанного в лицензии, также и декларации по каждому, указанному в лицензии подразделению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии организацией представляются в лицензирующий орган в том числе следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ), срока, на который испрашивается лицензия;
- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом).
Виды обособленных подразделений определены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Судами установлено, что согласно лицензии А N 611207 от 18.05.2006 года Обществу разрешена закупка, хранение и поставка алкогольной продукции. В лицензии указан юридический адрес Общества: 628240, ХМАО - Югра, Тюменская область, г. Советский, улица Калинина, д. 44-а, а также адрес склада: 628240, ХМАО - Югра, Тюменская область, г. Советский, Восточная промзона, овощехранилище.
Представленная в материалы дела Выписка из Государственного реестра юридических лиц подтверждает отсутствие у Общества обособленных подразделений.
Сведения о месте фактического осуществления деятельности по обороту алкогольной продукции (хранении) необходимы для осуществления государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако они не могут быть расценены как сведения об обособленном подразделении юридического лица.
При рассмотрении настоящего дела суды правомерно установили, что у заявителя отсутствовала обязанность предоставления деклараций форм N 5, 6, 7 об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнительно по складу, расположенному по адресу: 628240, ХМАО - Югра, Тюменская область, г. Советский, Восточная промзона, овощехранилище, т.к. он не является обособленным подразделением юридического лица, а является фактическим местом осуществления лицензируемой деятельности.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого Обществу правонарушения.
Арбитражные суды правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.05.2010 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.07.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3450/2010 оставлены без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2010 г. по делу N А75-3450/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании