Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 октября 2010 г. по делу N А45-27872/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "МонтажТЭЦстрой" (далее - ООО "МонтажТЭЦстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - инспекция, регистрирующий орган), выразившегося в неисключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации общества. ООО "МонтажТЭЦстрой" также было заявлено ходатайство о взыскании с инспекции 40 000 рублей судебных издержек на оплату юридической помощи.
Решением суда от 12.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.06.2010, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "МонтажТЭЦстрой" в сфере предпринимательской деятельности, бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Новосибирска, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся статуса юридического лица. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения путём исключения записи о начале процедуры реорганизации общества (государственный регистрационный номер записи 2095405237112). Кроме того, с инспекции в пользу общества взыскано 20 000 рублей расходов на оплату услуг представителей и 2 000 рублей расходов по государственной пошлине.
В кассационной жалобе инспекция просит решение от 12.03.2010 и постановление от 10.06.2010 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, принятые судебные акты являются незаконными и необоснованными; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; суды неправильно применили нормы материального права и нарушили нормы процессуального права.
Податель жалобы полагает, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) не предусмотрено признание недействительной записи в ЕГРЮЛ инспекцией на основании заявления налогоплательщика.
Инспекция считает сумму заявленных требований о взыскании судебных расходов в размере 20 000 рублей чрезмерной.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на необоснованность доводов инспекции, просит оставить требования регистрирующего органа без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 14.07.2009 на общем собрании участников ООО "МонтажТЭЦстрой" принято решение о реорганизации общества в форме выделения в общество с ограниченной ответственностью "МонтажТЭЦстрой" и общество с ограниченной ответственностью Управление механизации "СибСтройМонтаж".
В связи с получением уведомления общества о начале процедуры его реорганизации инспекцией 13.08.2009 в ЕГРЮЛ внесена запись (государственный регистрационный номер записи 2095405237112) о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения.
25.09.2009 на общем собрании участников общества принято решение о признании недействительным протокола общего собрания о реорганизации ООО "МонтажТЭЦстрой".
08.10.2009 общество обратилось в инспекцию с заявлением, в котором просило налоговый орган признать запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме выделения недействительной и внести в связи с этим изменения в ЕГРЮЛ.
Не получив письменного ответа на указанное заявление, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации.
Пунктом 4 статьи 5 указанного Закона установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
При этом в силу пункта 1 статьи 11 Закона о регистрации, пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нём сведений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, основанием внесения соответствующей записи в государственные реестры является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В то же время Закон о регистрации не устанавливает специальных последствий в случае признания недействительными документов, послуживших основанием для государственной регистрации соответствующих изменений.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 указанного Закона государственные реестры юридических лиц являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице.
По своим признакам государственные реестры юридических лиц носят официальный, публичный и единый характер, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент обращения в инспекцию у ООО "МонтажТЭЦстрой" отсутствовала воля на проведении процедуры реорганизации; регистрирующему органу были представлены все необходимые для осуществления соответствующих регистрационных действий документы, а именно: заявление от 08.10.2009, копия протокола общего собрания участников общества от 25.09.2009, копия устава общества.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в силу статьи 2, пункта 2 статьи 4 Закона о регистрации, абзаца 2 статьи 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, обязанность по внесению изменений в ЕГРЮЛ возложена на Федеральную налоговую службы и её территориальные органы, в том числе и на заинтересованное лицо, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных ООО "МонтажТЭЦстрой" требований, поскольку при наличии пробела в действующем законодательстве иного способа восстановить в ЕГРЮЛ соответствующую действительности информацию о своём фактическом состоянии у общества нет.
При этом суды правомерно указали, что бездействие инспекции вводит в заблуждение относительно статуса общества всех его потенциальных контрагентов, поскольку имеющиеся недостоверные сведения в информационном ресурсе, каковым является ЕГРЮЛ, свидетельствуют о том, что данное юридическое лицо находится в стадии реорганизации.
Кроме того, арбитражными судами установлено, что в нарушение пункта 1.2 статьи 9 Закона о регистрации запись в ЕГРЮЛ от 13.08.2009 N 2095405237112 совершена на основании заявления-уведомления, имеющего порок формы (отсутствует нотариальное засвидетельствование подлинности подписи уполномоченного лица), что является дополнительным основанием для её исключения из ЕГРЮЛ.
Удовлетворяя ходатайство общества о взыскании судебных издержек в части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание критерии определения разумных пределов расходов на оплату услуг представителя, предусмотренные пунктом 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пришли к обоснованному выводу о том, что с учётом оказанных услуг, категории и сложности дела понесённые расходы на оплату услуг представителей являются разумными и обоснованными в размере 20 000 рублей, в связи с чем правомерно взыскали с инспекции в пользу общества указанную сумму судебных расходов.
При этом суды правильно указали, что инспекция в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств чрезмерности понесённых обществом расходов с учётом стоимости таких услуг в Новосибирской области, а также сведений о ценах на рынке юридических услуг.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-27872/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2010 г. по делу N А45-27872/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании