Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 октября 2010 г. по делу N А75-11552/2009
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Р.З.Г. обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Нефтеюганского района (далее - Администрация) в котором просила обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка площадью 12 145 кв.м с кадастровым номером 86:08:020301:1240, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, посёлок Пойковский, промзона МК-139, по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости (62 522,46 рублей).
Исковые требования мотивированы нарушением права индивидуального предпринимателя Р.З.Г. на приобретение в собственность земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости являющиеся её собственностью, и обоснованы положениями статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 31.03.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил иск.
Постановлением от 02.08.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение арбитражного суда без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит состоявшиеся по делу решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель полагает, что истец нарушил досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не направил для рассмотрения проект договора, и настоящее исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация указывает, что на испрашиваемом земельном участке находятся ещё два объекта недвижимости, не принадлежащие истцу, и предоставление всего земельного участка в собственность предпринимателю Р.З.Г. повлечёт нарушение прав собственников этих объектов.
По мнению Администрации, необходимо произвести раздел земельного участка и предоставить в собственность три отдельных участка, которые заняты объектами недвижимости с учётом площади, необходимой для их использования. Факт отчуждения этого имущества из государственной или муниципальной собственности судом не установлен, льготная стоимость земельного участка применена неправомерно.
В отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, предприниматель Р.З.Г. возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьёй 29 названного Кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 27 названного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведённых на месте разрушенных или снесённых либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Данным пунктом предусмотрено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Р.З.Г. является собственником объектов недвижимости: склада масел общей площадью 69,7 кв.м, склада для хранения производственных материалов общей площадью 1 006,2 кв.м, ремонтно-механической мастерской общей площадью 868,2 кв.м, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ, Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, промзона МК-139 строения NN 26/4, 26/6, 26/3 (свидетельства о государственной регистрации права от 09.12.2008 серия 72 НК N 951174, от 18.08.2008 серия 72 НК N 890876, от 14.08.2008 серия 72 НК N 890835).
Распоряжением Администрации Нефтеюганского района от 24.11.2008 N 1625-ра "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане" утверждена схема расположения земельного участка площадью 12 145 кв.м на кадастровом плане под склад масел, склад для хранения производственных материалов, ремонтно-механическую мастерскую по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, промзона МК-139.
Предпринимателю Р.З.Г. предложено обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учёт.
Земельный участок площадью 12 145 кв.м поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 86:08:020301:1240.
Предприниматель Р.З.Г. обратилась к Главе Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка площадью 12 145 кв.м.
В письме от 11.02.2009 N 190 Комитет по земельным ресурсам администрации Нефтеюганского района в предоставлении вышеуказанного участка отказал, указывая, что в собственность может быть предоставлена только часть земельного участка под объектами недвижимости, на которые есть свидетельства о государственной регистрации права.
04.05.2009 предприниматель Р.З.Г. просила определить стоимость истребуемого земельного участка и порядок его отчуждения.
Комитет по земельным ресурсам администрации Нефтеюганского района в письме от 18.05.2009 N 1137 сообщил, что выкупная стоимость земельного участка будет определяться на этапе подготовки договора купли-продажи земельного участка; для подготовки данного договора необходимо размежевать земельный участок.
18.06.2009 предприниматель Р.З.Г. обратилась к Главе Нефтеюганского района с заявлением о передаче земельного участка площадью 12 145 кв.м в собственность. Заявление оставлено без ответа.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что: границы и площадь испрашиваемого земельного участка определены компетентным государственным органом и утверждены распоряжением ответчика; оснований для отказа в предоставлении земельного участка, установленных статьёй 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется; стоимость земельного участка определена правильно в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии у Администрации обязанности заключить с предпринимателем Р.З.Г. договор купли-продажи указанного земельного участка по определённой цене соответствуют имеющимся в деле доказательствам и приведённым нормам права.
Апелляционный суд правильно согласился с обоснованными выводами суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, постановления суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора ошибочны, так как пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 02.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11552/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2010 г. по делу N А75-11552/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании