Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 ноября 2010 г. по делу N А75-1447/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2010 г.
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", Общество) ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 33 966 рублей.
Решением от 20.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 13.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Департамента удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз" просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество не согласно с выводами суда о надлежащем извещении о составлении акта о лесонарушении, доказанности факта причинения вреда лесам, обоснованности расчета суммы ущерба.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" считает, что внеплановая проверка проведена с нарушением порядка ее проведения, установленного пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 17.06.2009 начальником отдела Нефтеюганского участкового лесничества Ш.А.Н. в присутствии представителя Общества Б.А.Н. был обнаружен разлив нефти.
С целью выявления фактов нарушения лесного законодательства приказом Департамента лесного хозяйства от 06.07.2009 N 282-ЛК отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" назначена внеплановая проверка с 08.07.2009 по 14.07.2009.
Для участия во внеплановой проверке извещением от 06.07.2009 N 559 был приглашён представитель ООО "РН - Юганскненфтегаз".
О факте получения Обществом указанного извещения свидетельствуют отчет о его передаче путем направления факсимильной связью с указанием адресата и результата отправления, согласно которому 06.07.2009 представитель ООО "РН - Юганскненфтегаз" Евдокимова получила данное извещение.
В ходе проверки 14.07.2009 выявлено, что на объектах Мамонтовского месторождения, Ефремовского месторождения, Южно-Балыкского месторождения произошел разлив нефти.
По данным фактам составлен акт от 14.07.2009 N 6 проверки соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации.
Актом о лесонарушении от 14.07.2009 N 26 с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" (К,Д.В.) зафиксирован факт совершения лесонарушения, выразившийся в самовольном снятии почвы, уничтожении или порчи почвы в квартале 267, выдел 37, Нефтеюганского участкового лесничества, категория защитности - эксплуатационные леса, в результате отказа нефтепровода К.28-ДНС-2 Южно-Балыкского месторождения и разлива нефти, с суммой ущерба в размере 29 063 рубля.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" выдано предписание от 14.07.2009 N 8 по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства: оформить разрешительную документацию на нефтеразливы, указанные в актах от 14.07.2009 N 24-33, до 01.10.2009 и провести рекультивацию до 31.12.2009.
15.07.2009 Департаментом ООО "РН-Юганскнефтегаз" направлена претензия N 578 с предложением в добровольном порядке до 05.09.2009 возместить причиненный ущерб в сумме 29 063 рубля.
Поскольку в указанный срок сумма ущерба не была перечислена на соответствующий расчетный счет, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 3.
В пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1).
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция), предусмотрено, что о каждом лесонарушение составляется протокол по соответствующей форме (пункт 5.1.1, 5.1.3, 5.1.6, 5.1.7).
Согласно пункту 5.1.3 Инструкции, в тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятие, учреждение, организация (в том числе колхозы, межхозяйственные предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства), для подписания протокола должны быть приглашены их представители.
Из содержания пункта 5.1.7 Инструкции следует, что при неявке лесонарушителя по вызову, письменное доказательство о вручении ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.
Исследовав материалы дела, суды установили, что доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" о нарушении порядка проведения внеплановой проверки юридического лица опровергаются представленными Департаментом письменными доказательствами.
Акт о лесонарушении от 14.07.2009 N 26 составлен с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" К.Д.В., действовавшего на основании доверенности от 19.12.2008 N 519/08, и им подписан.
Из содержания этого акта о лесонарушении следует, что разлив нефти произошел в квартале N 267 Нефтеюганского участкового лесничества, отнесённого к категории эксплуатационные леса.
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Департаментом правомерно применена Методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 08.05.2007 N 273.
В связи с тем, что Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении последствий нефтяного разлива, произошедшего 24.01.2009 и приведшего к загрязнению лесного участка в квартале N 267 Нефтеюганского участкового лесничеств, отнесённого к категории эксплуатационные леса, суды обоснованно удовлетворили требование Департамента о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округ постановил:
решение от 20.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 13.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1447/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2010 г. по делу N А75-1447/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании