Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 ноября 2010 г. по делу N А70-2404/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 г.
Федеральное государственное учреждение Научный центр профилактического и лечебного питания Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (далее - ФГУ НЦ ПиЛП ТюмНЦ СО РАМН, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - МИФНС N 14, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения (действия) по внесению 04.03.2010 записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии решения о ликвидации ФГУ НЦ ПиЛП ТюмНЦ СО РАМН за государственным регистрационным номером 2107232334438, которое подтверждено Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 04.03.2010 серия 72 N 002053601.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена Российская академия медицинских наук (далее - РАМН).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010, требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение (действие) МИФНС N 14 по внесению 04.03.2010 записи в ЕГРЮЛ о ликвидации Учреждения, и обязал Инспекцию аннулировать в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2107232334438 о ликвидации ФГУ НЦ ПиЛП ТюмНЦ СО РАМН в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе РАМН, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы РАМН ссылается на то, что действия МИФНС N 14 по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Учреждения совершены в полном соответствии с требованиями закона, решение о ликвидации принято РАМН как уполномоченным на то действующим законодательством и уставом РАМН лицом.
По мнению кассатора, невключение Учреждения в перечень подведомственных РАМН организаций порождает у РАМН как учредителя обязанность по прекращению деятельности данной организации, поскольку иной подведомственности оно не имеет.
Также считает, что вывод суда о применении к Учреждению как иному федеральному государственному учреждению постановления Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" является неправильным, поскольку это постановление регулирует порядок создания и ликвидации федеральных государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, к числу которых заявитель не относится.
Кроме того, РАМН ссылается на отсутствие у налогового органа в силу положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) полномочий по проверке соблюдения заявителем порядка принятия решения о ликвидации юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган поддержал приведенные доводы РАМН.
В представленном отзыве Учреждение считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, а принятые по делу судебные акты - законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, Президиумом РАМН принято решение о ликвидации Учреждения, оформленное постановлением N 7 (протокол N I § 8 от 27.01.2010 года).
В МИФНС N 14 были направлены и 26.02.2010 получены регистрирующим органом: уведомление по форме N Р11001 о принятии решения о ликвидации юридического лица и указанное выше постановление Президиума РАМН N 7, что подтверждается распиской в получении документов.
В уведомлении о принятии решения о ликвидации юридического лица в графе "Решение о ликвидации юридического лица" (пункт 4) указано, что к уведомлению прилагается решение о ликвидации - постановление Президиума РАМН N 7 на двух листах; органом, принявшим решение о ликвидации, указан Президиум РАМН, уведомление подписано Президентом РАМН (пункт 5).
На основании представленных документов 04.03.2010 Инспекцией было принято решение N 4081А, в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2107232334438 о принятии решения о ликвидации юридического лица (заявителя), что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 04.03.2010 серии 72 N 002053601.
Учреждение, считая незаконным решение (действие) по внесению 04.03.2010 Инспекцией записи в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2107232334438 о принятии решения о ликвидации Учреждения, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения (действия) незаконным.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, арбитражные суды, проанализировав положения пункта 2 статьи 61, пунктов 1 и 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьей 20, 21 Закона N 129-ФЗ, положения пункта 1 Постановления Правительства от 10.02.2004 года N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", а также устав Учреждения, пришли к выводу, что ФГУ НЦ ПиЛП ТюиНЦ СО РАМН является федеральным государственным учреждением, решение о ликвидации которого принимается на уровне Правительства Российской Федерации на основании проекта, подготавливаемого федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
В данном случае решение о ликвидации заявителя, представленное в Инспекцию принято Президиумом РАМН, то есть неуполномоченным лицом; поданное в регистрирующий орган уведомление о принятии решения о ликвидации Учреждения подписано Президентом РАМН Д.М.И. Таким образом, в МИФНС N 14 с уведомлением по форме N Р15001 не было представлено решение о ликвидации Учреждения, принятое уполномоченным органом, в связи с чем в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в государственной регистрации следовало отказать, на что правомерно сослались арбитражные суды обеих инстанций.
Кроме того, арбитражные суды, проанализировав положения Федерального закона от 23.08.1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 1427-р, правильно указали на то, что Учреждение не является организацией, подведомственной РАМН, в связи с чем РАМН не имеет полномочий по его ликвидации.
Оснований считать неправильными выводы арбитражных судов обеих инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку выводы основаны на нормах материального права и представленных в дело доказательствах.
Доводы кассационной жалобы РАМН основаны на неверном толковании закона и аналогичны доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, которые были предметом исследования в апелляционном суде и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.05.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по делу N А70-2404/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2010 г. по делу N А70-2404/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании