Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А03-3416/2010
(извлечение)
Администрация города Барнаула (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет по финансам) от 18.01.2010 N 0715/34.
Решением от 27.05.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет по финансам, ссылаясь на нарушение судами при принятии судебных актов норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, поскольку за Т.З.В. и Н.С.В. в период получения безвозмездной субсидии числились жилые помещения по договору жилищного найма, поэтому у указанных лиц отсутствовало право на ее получение, в связи с чем предписание в указанной части является законным и обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета по финансам поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Комитета по финансам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Комитетом по финансам была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2007-2008 годах администрацией города Барнаула на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены нарушения финансовой дисциплины, отраженные в акте проверки от 06.11.2009 (л.д.10-15).
В рамках проверки Комитет по финансам установил, что гражданам Т.З.В. и Н.С.В. администрацией были необоснованно выделены субсидии на приобретение (строительство) жилья в общей сумме 2 223 800 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 726 000 рублей, средств краевого бюджета в сумме 1 213 000 рублей.
По факту выявленного нарушения, Комитет по финансам выдал администрации предписание от 18.01.2010 N 07-15/34, согласно которому предписано принять меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц администрации города Барнаула и ее структурных подразделений, виновных в выявленных проверкой нарушениях; организовать в установленном законодательством порядке работу по возмещению виновными лицами средств, использованных незаконно и не по целевому назначению; перечислить в доход краевого бюджета средства, полученные администрацией города в возмещение сумм незаконного и нецелевого использования бюджетных средств.
Не согласившись с указанным предписанием Комитета по финансам, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 35 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утвержденных постановлением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 28.12.1989 N 447, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, или по окончании обучения в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении, либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР. По этому основанию благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение предоставляется исполкомами местных Советов народных депутатов по месту, избранному этими гражданами для постоянного проживания, предприятиями, учреждениями, организациями по месту работы при условии соблюдения 6-месячного срока для обращения с момента возникновения у них права на льготное обеспечение жилым помещением. В дальнейшем улучшение жилищных условий этим гражданам производится на общих основаниях.
Арбитражными судами установлено, материалами дела подтверждается, что в соответствии с постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 05.04.1995 N 41 "О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий" Т.З.В. (девичья фамилия - Б.) была принята на учет, как воспитанник детских домов на основании предоставленных ею документов.
Кроме того, ее право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья признано вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 06.07.2005 по делу N 2-1269/05. (т. 1, л.д. 24-25)
Из материалов дела следует, что в целях реализации постановления администрации края от 27.12.2007 N 615 "О реализации на территории Алтайского края адресной инвестиционной программы, утвержденной законом Алтайского края от 14.11.2007 N 125-ЗС "О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" администрацией принято распоряжение от 03.06.2008 N 218-p о согласии с предложением управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о распределении между администрациями муниципальных районов и городских округов средств в сумме 27 092,3 тысяч рублей на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Т.З.В. в размере 1 213 000 рублей.
В тоже время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 167 (действующим в спорный период), (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 названных Правил финансовые органы субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство финансов Российской Федерации сведения по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на момент предоставления субсидии Т.З.В. проживала и была зарегистрирована по ул. Ярных, 59-2 в городе Барнауле на основании договора найма служебного жилого помещения от 26.06.2006 N 64. Денежные средства для покупки однокомнатной квартиры Т.З.В. перечислены продавцу в сентябре 2008 года.
При этом арбитражным апелляционным судом обоснованно отмечено, что тот факт, что служебная квартира по ул. Ярных, 59-2 в городе Барнауле на момент проверки находилась в ее пользовании, не может влиять на законность выделения субсидии, так как только в июне 2009 года было принято решение разрешить приватизацию данной служебной квартиры, в том числе в связи с нахождением на иждивении Т.З.В. несовершеннолетних детей, что подтверждается протоколом комиссии по рассмотрению вопросов приватизации служебных квартир от 11.06.2009 N 130.
Судами также установлено, что Н.С.В. на основании постановления главы города от 28.07.1999 N 1149 "Об обеспечении социальных гарантий в области жилищных прав гражданам, проживающим в общежитиях" выделена комната N 13 в общежитии по адресу: ул. Чудненко, 95 в городе Барнауле. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Барнаула с Н.С.В. заключен договор найма специализированного помещения от 14.07.2005 N 19.
В соответствии с Законом Алтайского края от 10.04.1999 N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" Н.С.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления администрации Октябрьского района города Барнаула от 11.10.2002 N 2943.
Распоряжением администрации Алтайского края от 26.09.2007 N 458-р осуществлено распределение средств федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в том числе Н.С.В. в сумме 726 000 рублей.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (подпункт 1 пункта 1). В качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем (пункт 3).
На основании системного анализа указанных норм, арбитражный апелляционный суд обоснованно указал на то, что проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда носит временный характер и не является препятствием к реализации конституционного права граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем.
Из материалов дела следует, что Комитет по финансам в акте проверки от 06.11.2009 обосновывает свои выводы пунктом 3.1 Положений о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденных постановлениями администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8, от 25.12.2001 N 805.
Вместе с тем, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В пункте 3.3 Положений о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденных постановлениями администрации Алтайского края от 25.12.2001 N 805 и от 15.01.2008 N 8, предусмотрено, что "учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с Законом Алтайского края от 10.04.1999 N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае", статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР".
В соответствии со статьей 7 Закона Алтайского края от 10.04.1999 N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" на учет для улучшения жилищных условий принимаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метра и менее; проживающие в общежитиях, в служебных квартирах, семьи, в которых лица разного пола старше 9 лет (кроме супругов) проживают в одной комнате
Этой же статьей предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление в установленном настоящим Законом порядке жилого помещения в переделах нормы по договору социального найма; на приобретение жилого помещения в собственность с использованием субсидий, займов, ссуд и иных льгот, установленных законодательством российской Федерации и нормативными правовыми актами края.
Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункту 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ установлено исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.
Проанализировав нормы материального права в их совокупности и взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что проживание детей-сирот в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (как по месту временного пребывания) является основанием для включения их в число нуждающихся в улучшении жилищных условий и, соответственно, реализации права на получение субсидии.
С учетом изложенного обоснованным является вывод судов о том, что денежные средства на предоставление безвозмездных субсидий, поступившие из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислены получателем именно на указанные цели.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов судов.
Правовые основания для переоценки обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3416/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А03-3416/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-289/11
19.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-289/11
30.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-3416/2010
07.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6491/10