Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 декабря 2010 г. по делу N А70-2390/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Г.И.У. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) от 14.12.2009 N 1281-пг "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилые строения (магазин, шиномонтажная мастерская, СТО, проходная) и сооружение (автостоянка) по адресу: город Тюмень, улица Щербакова, 118, корпус 1; улица Щербакова, 118, корпус 1, строение 1; улица Щербакова, 118, корпус 1, сооружение 1" (далее - распоряжение от 14.12.2009 N 1281-пг).
Заявление мотивировано тем, что данным распоряжением утверждена схема земельного участка меньшей площадью, чем указано в заявлении индивидуального предпринимателя Г.И.У. и обосновано положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 07.06.2010 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 14.09.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, предприниматель Г.И.У. просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Податель жалобы полагает, что обжалуемое распоряжение противоречит пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, по которому границы и размеры земельного участка определяются с учётом фактически используемой площади и естественных границ. Следовательно, ему должен быть предоставлен земельный участок площадью 5 672 кв. м. Такая площадь фактически используемого земельного участка установлена решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-7925/2009.
По мнению предпринимателя Г.И.У., суд неправомерно не принял во внимание акт от 15.11.1997, согласно которому к нему перешло имущество ИЧП "Капитан" в том числе и право пользования земельным участком площадью 1 848 кв. м. Суд не оценил довод заявителя о том, что в соответствии со статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент вправе или удовлетворить заявление о предоставлении земельного участка, или отказать в его удовлетворении, право на уменьшение площади предоставляемого участка законом не предусмотрено.
Письменный отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если не осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая обеспечение выбора земельного участка, подготовку (изготовление) и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-П утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ город Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения решение о предоставлении земельного участка принимает Департамент на основании решения Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
Разделом IX Положения предусмотрено, что для предоставления земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, гражданин или юридическое лицо подает в Департамент заявление.
К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении к настоящему Положению (пункт 55).
Департамент готовит проект границ земельного участка либо схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в отношении которых Совместной комиссией принято решение о его предоставлении, и в течение 5 (пяти) дней с момента принятия данного решения издаёт распоряжение об утверждении проекта границ указанного земельного участка либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Распоряжение в течение 5 (пяти) дней с момента его издания направляется заявителю для выполнения им за свой счёт установления на местности границ земельного участка, описания земельного участка в целях подготовки землеустроительного дела и его государственного кадастрового учёта (пункт 57).
Как установил суд первой инстанции, предпринимателю Г.И.У. на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество:
- сооружение (автостоянка) с покрытием из асфальтобетона, площадью 875,4 кв. м и покрытием из щебня, площадью 2 855,8 кв. м, расположенное по адресу: город Тюмень, улица Щербакова, 118, корпус 1, сооружение 1 (далее - сооружение 1);
- нежилое одноэтажное строение КПП (литера А2) общей площадью 15,6 кв. м с назначением - нежилое, расположенное по адресу: город Тюмень, улица Щербакова, 118, корпус 1, строение 1 (далее - нежилое строение 1);
- нежилые помещения в нежилом кирпичном одноэтажном строении (литера А, А1, АЗ) (номера по плану 1-7, 15), общей площадью 151,8 кв. м, расположенные по адресу: город Тюмень, улица Щербакова, 118, корпус 1.
17.01.2007 индивидуальный предприниматель Г.И.У. обратился в Департамент с заявлением о формировании проекта границ земельного участка площадью 6 248 кв. м и изготовлении кадастрового паспорта земельного участка в соответствии со статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
По заданию Департамента ГУП ТО "Архитектурно-градостроительный центр" изготовило проект границ земельного участка от 24.05.2007 N 07/з-725, в котором площадь испрашиваемого земельного участка определена в размере 5 672 кв. м.
Данный проект границ не утверждён Департаментом в установленном законом порядке, что послужило основанием для последующего неоднократного обращения предпринимателя с дополнительными заявлениями, содержащими просьбу о формировании земельного участка в соответствии с проектом границ земельного участка от 24.05.2007 N 07/з-725.
Как следует из заявления от 12.05.2009, площадь испрашиваемого земельного участка - 5 672 кв. м складывается, в том числе из территории площадью 1 848 кв. м, предоставленной на основании распоряжения администрации города Тюмени от 27.11.1996 N 2371 во временное пользование индивидуальному частному предприятию "Капитан", являющемуся, по утверждению предпринимателя, правопредшественником последнего.
На основании данного распоряжения между администрацией города Тюмени (землевладелец) и ИЧП "Капитан" (заявитель) был заключён договор от 11.02.1997 N 326/35 о закреплении земельного участка на время проектно-изыскательских работ, по условиям которого землевладелец на период с 27.11.1996 до начала строительства обводного канала закрепляет за заявителем для проведения проектно-изыскательских работ под планируемое размещение базы отдыха на воде с платной автостоянкой по улице Щербакова земельный участок ориентировочной площадью 0,1848 га, очерченный на ситуационном плане (приложение 1).
Распоряжением от 14.12.2009 N 1281-пг Департамент утвердил схему расположения земельного участка от 30.09.2009 N 09/з-1149 на кадастровом плане территории от 27.08.2009 N 7223/201/09-19631 масштаба 1:1 500 под нежилые строения (магазин, шиномонтажная мастерская, СТО, проходная) и сооружение (автостоянка) по адресу: город Тюмень, улица Щербакова, 118, корпус 1; улица Щербакова, 118, корпус 1, строение 1; улица Щербакова, 118, корпус 1, сооружение 1.
Проектная площадь земельного участка составила 4 021 кв. м, а не 5 672 кв. м, как просил заявитель и определено в проекте границ земельного участка от 24.05.2007 N 07/з-725. В границы земельного участка не вошла территория, обозначенная на указанном проекте границ земельного участка поворотными точками н20 - н23.
Утверждение Департаментом новой схемы расположения земельного послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к обоснованным выводам о том, что заявитель не представил доказательства его прав на земельный участок, который предоставлялся впоследствии ликвидированному ИЧП "Капитан". По виду разрешённого использования данный земельный участок находится в зоне размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Площадь земельного участка, утверждённая распоряжением от 14.12.2009 N 1281-пг, определена с учётом площади, которая занята недвижимым имуществом заявителя, и необходимой для его использования.
Учитывая законность распоряжения Департамента от 14.12.2009 N 1281-пг, отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя, арбитражный суд правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд правильно согласился с законным и обоснованным решением суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.06.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2390/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2010 г. по делу N А70-2390/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании