Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 г.
Муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (делее - МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования Приуральский район (далее - Управление ЖКХ) о взыскании убытков в размере 5 778 777, 93 руб., образовавшихся в связи с отказом в выплате компенсации выпадающих доходов по услуге содержания и обслуживания общего имущества жилищного фонда п. Харп за период январь-июнь 2009 года.
Определением от 26.10.2010 по делу N А81-5978/2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования поселок Харп (далее - Администрация МО п. Харп).
Определением от 22.01.2010 произведена замена ответчика - Управления ЖКХ - на Администрацию МО п. Харп. Этим же определением Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район (новое наименование Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования Приуральский район) привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 01.04.2010 по ходатайству истца привлечен Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район (далее - Департамент) к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением от 16.06.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 28.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение изменено, изложено в следующей редакции: "Взыскать с Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район за счет казны муниципального образования Приуральский район в пользу муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард 5 778 777, 93 руб. убытков и 40 393, 89 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении исковых требований муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард к Администрации муниципального образования поселок Харп отказать".
В кассационной жалобе Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент полагает, что он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, следовательно, взыскание за счет средств казны муниципального образования Приуральский район необоснованно.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель по доводам Департамента возражает, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя стороны, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 03.04.2008 N 02-04-Адм между Администрацией МО п. Харп (собственник) и МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард (управляющая организация) заключены договоры N 162, N 163, N 164 от 13.04.2008 управления многоквартирными домами, перечень которых указан в приложениях к договорам.
По условиям договоров от 13.04.2008 N 162, N 163, N 164 (пункты 1.1, 1.6) управляющая организация приняла на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирных домов в соответствии с приложениями N 3.
Согласно пунктам 4.1 договоров управления многоквартирными домами цена договоров устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от категории жилого дома в соответствии с приложениями N 3. Цена договора действует в течение срока действия договоров.
Срок действия договоров установлен с 01.05.2008 по 01.08.2009 (пункты 8.1. договоров с учетом дополнительных соглашений).
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО Приуральский район (новое наименование - Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район) и МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард 01.05.2008 заключили муниципальный контракт, по условиям которого Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО Приуральский район (плательщик), являющееся стороной, выполняющей полномочия по распределению средств бюджета муниципального образования Приуральский район, приняло на себя обязательство предоставить МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард компенсацию выпадающих доходов по тарифу на содержание и обслуживание общего имущества жилищного фонда, не обеспечивающему полное возмещение издержек (пункт 1.1. муниципального контракта).
Пунктом 1.2 муниципального контракта от 01.05.2008 предусмотрено, что финансирование компенсации осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования Приуральский район в пределах средств, предусмотренных в расходных статьях бюджета на 2008 год.
Срок действия муниципального контракта от 01.05.2008 установлен с 01.05.2008 по 31.12.2008 (пункт 7.1 муниципального контракта).
По утверждению истца, договоры на управление многоквартирными домами заключены на основании конкурсной документации и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Стоимость услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов соответствует конкурсной документации согласно постановлению главы Администрации муниципального образования Приуральский район от 12.12.2007 N 321 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения муниципального образования Приуральский район на 2008 год". Полный тариф в 2008 году составлял 26, 60 руб. /кв.м.
МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард свои обязательства по договорам управления в 2009 году исполняло надлежащим образом, оказывая населению предусмотренные договорами услуги. Население п. Харп за содержание и ремонт производило оплату по тарифу 15,56 руб./кв.м, соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 321 и установленному в приложениях N 3 к договорам управления многоквартирными домами.
В 2008 году Администрация муниципального образования Приуральский район производила компенсацию разницы по стоимости услуг. В 2009 году такая компенсация МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард не выплачивалась.
Непредоставление МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард компенсации выпадающих доходов за январь - июнь 2009 года (до проведения новых торгов по выбору управляющей организации) в размере 5 778 777, 93 руб. явилось основанием для обращения МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в бюджетах муниципального образования Приуральский район и муниципального образования поселок Харп денежные средства на предоставление субсидии по услуге по содержанию и ремонту многоквартирных домов на 2009 год предусмотрены не были.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда, посчитал, что истец обоснованно предъявил требования о взыскании суммы убытков, выразивших в невыплате субсидий из местного бюджета на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за период январь-июнь 2009г.
По правилам статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По правилам статьи 527 ГК РФ муниципальный контракт заключается на основе заказа муниципального заказчика, принятого исполнителем.
В части 2 статьи 9 и части 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона.
Изменение условий контракта, предусмотренных конкурсной документацией, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи (часть 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с преамбулой договоров N 162, N 163, N 164 от 13.04.2008 они заключены на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домами N 02-04-Адм от 03.04.2008 конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 4.1 договоров управления многоквартирными домами цена договоров устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от категории жилого дома в соответствии с приложениями N 3. Цена договора действует в течение срока действия договоров. В приложениях N 3 к договорам N 162, N 163, N 164 от 13.04.2008 управления многоквартирными домами стоимость услуг по содержанию и ремонту 1 кв.м. жилого (нежилого) помещения в домах первой группы с износом менее 30% согласована сторонами в размере 15 руб. 56 коп.
Учитывая императивные положения пункта 4.1 части 4, части 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, нормы статей 309, 310 ГК РФ, а также условия пунктов 4.1 договоров N 162, N 163, N 164 от 13.04.2008 управления многоквартирными домами, в спорный период ни МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард не вправе было изменять стоимость предусмотренных договорами услуг в одностороннем порядке, ни сторонами договоров стоимость услуг не могла быть увеличена путем подписания дополнительных соглашений к договорам.
По утверждению истца, тариф в размере 15 руб. 56 коп. не обеспечивает возмещение МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард фактически понесенных издержек по ремонту и содержанию имущества многоквартирных домов, находящихся у него в управлении. Данные обстоятельства Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса ,Администрацией муниципального образования Приуральский район, Администрацией МО п. Харп не оспариваются.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В спорный период на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действовал Порядок предоставления и расходования из окружного (регионального) фонда софинансирования субсидий на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2008 N 748-А (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка под муниципальным образованием понимается муниципальный район или городской округ.
Уполномоченным органом является Департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа (пункт 1.4).
В силу пунктов 1.6, 2.1 Порядка субсидии предоставляются муниципальным образованиям в автономном округе при условии заключения соглашения на соответствующий финансовый год. В целях получения субсидий получатели субсидии ежемесячно до 20-го числа текущего месяца представляют в уполномоченный орган заявку на получение субсидий на следующий месяц по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по соглашению N 433 от 30.12.2008 о передаче полномочий, принимаемых Администрацией МО Приуральский район к осуществлению от Администрации МО п. Харп в 2009 году, Администрация муниципального образования Приуральский район приняла на себя обязательство осуществлять на территории поселения полномочия Администрация МО п. Харп по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, не покрываемых тарифами населения.
Из материалов дела следует, что решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 26.11.2008 N 64 "О бюджете муниципального образования Приуральский район на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" в бюджете муниципального образования учтены средства на осуществление части полномочий, переданных на исполнение муниципального района из бюджетов поселений, в том числе поселка Харп.
Обстоятельство, связанное с тем, что между МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард и Администрацией муниципального образования Приуральский район не было заключено соглашение о предоставлении субсидий на 2009 год (пункт 1.6 Порядка), достаточным основанием для отказа в компенсации выпадающих доходов по услуге содержания и обслуживания общего имущества жилищного фонда п. Харп, находящегося в управлении истца, за период январь-июнь 2009 года, по мнению суда апелляционной инстанции, являться не может.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами.
В соответствии с требованиями статей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что между Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район и МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард в спорный период не было заключено соглашение, регулирующее порядок выплаты компенсации выпадающих доходов по тарифу на содержание и обслуживание общего имущества жилищного фонда, не обеспечивающему полное возмещение издержек.
Вместе с тем, в период январь-июнь 2009 года истец фактически исполнял принятые на себя по договорам N 162, N 163, N 164 от 13.04.2008 обязательства по обслуживанию многоквартирных домов, что не оспаривается ответчиками.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце втором пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в силу которого, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, ...в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Следовательно, требования МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард подлежат удовлетворению за счет средств казны муниципального образования Приуральский район.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что Департаментом не исполнена обязанность по своевременной компенсации межтарифной разницы (бездействие), обязанность по возмещению затрат истца по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилищного фонда п. Харп, находящегося в управлении истца, за счет казны муниципального образования Приуральский район.
Расчет задолженности, являющейся предметом исковых требований, произведен истцом как разница между тарифом, установленным в приложениях N 3 к договорам управления многоквартирными домами (15,56 руб.), который выплачивался населением с учетом категории жилого дома, и базовой стоимостью, которая установлена в конкурсной документации в размере 22 руб. 54 коп., подтверждается материалами дела.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5978/2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации муниципального образования Приуральский район - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами.
В соответствии с требованиями статей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
...
Согласно разъяснениям, данным в абзаце втором пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в силу которого, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, ...в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Следовательно, требования МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард подлежат удовлетворению за счет средств казны муниципального образования Приуральский район."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А81-5978/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании