Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 января 2011 г. по делу N А81-2858/2010
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Инвестиционно-строительная компания Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ОАО "ИСК ЯНАО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным постановления Ямало-Ненецкой таможни (далее - Таможня) по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 N 10506000-39/2010, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в сумме 35 000 руб.; а также о признании вменяемого в вину Обществу деяния длящимся, в период с 29.03.2010 по 12.04.2010; - рассмотрении, изложенного в оспариваемом постановлении факта непредставления отчетности по форме ДО1 о размещении на СВХ товара "железнодорожный контейнер N TOLU 3631341", прибывшего по грузовой таможенной декларации/транзитной декларации N 10506020/050410/0000022 в совокупности со всеми тождественными фактами по непредставлению отчетности по формам ДО1, ДО2 и ДО3, невостребованной Таможней за весь период длящегося деяния.
Решением от 15.07.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 16.15 КоАП РФ, поскольку в спорный период Общество вело учет товаров находящихся под таможенным контролем, составляло отчеты по установленным формам и, по требованию Таможни представило эти отчеты в срок, установленный в письменном требовании.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, железнодорожный контейнер N TOLU3631341 с мебелью прибыл 26.03.2010 в адрес филиала АК "Ямата Ятырым Иншаат Ве Тиджарет А.Ш." по транзитной декларации N 10102150/170310/0006398, и размещен 26.03.2010 на складе временного хранения (далее по тексту - СВХ) ОАО "ИСК ЯНАО" (свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения N10506/100015 от 31.07.2009).
В результате мероприятий таможенного контроля, осмотра территорий и помещений СВХ Таможней было выявлено, что данного контейнера на территории СВХ ОАО "ИСК ЯНАО" - нет. Владельцем СВХ ОАО "ИСК ЯНАО" железнодорожный контейнер N TOLU3631341 со склада выдан "грузополучателю", однако по состоянию на 12.04.2010 в таможенный орган на вышеуказанную товарную партию не был представлен отчет по форме ДО2 (о выдаче товаров с СВХ).
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода Таможни, о том, что ОАО "ИСК ЯНАО" нарушило требования подпункта 2 пункта 1 статьи 112, статьи 364 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), положений Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958, а именно непредставление Обществом как владельцем СВХ отчетности по форме ДО1 о принятии товаров на СВХ.
В связи с этим Таможня 12.04.2010 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении N 10506000-39/2010, составила протокол об административном правонарушении от 12.05.2010 и приняла оспариваемое постановление от 25.05.2010 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб.
ОАО "ИСК ЯНАО", считая, что постановление Таможни нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Временное хранение товаров определено законодателем как таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (статья 99 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 100 ТК РФ склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров в соответствии со статьей 364 этого же Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 364 ТК РФ владельцы складов временного хранения по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 утверждены Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (далее - Правила N 958).
Обязанность владельцев СВХ вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа достоверную отчетность об их хранении по установленным формам предусмотрена пунктом 27 Правил.
Пунктами 27, 32 Правил установлено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении по формам: ДО1 - отчетность, формируемая при помещении товаров на склад временного хранения (приложение N 7, предусматривающее предоставление информации о товаре, количестве и весе брутто (графы N 3, 6 и 7).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 958 отчетность по форме ДО1 должна быть предоставлена владельцем СВХ в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения на СВХ - если место расположения СВХ совпадает или находится в непосредственной близости с местом размещения подразделения таможенного органа; в течение суток после прибытия транспортного средства на СВХ - если место размещения СВХ не совпадает с местом размещения подразделения таможенного органа.
Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Как установлено арбитражными судами, подтверждается материалами дела, ОАО "ИСК ЯНАО" являлось владельцем СВХ на станции Лабытнанги Северной железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" в связи с чем обязано вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров, в том числе по формам ДО1, ДО2 и ДО3.
Вместе с тем, обязанность по представлению в таможенный орган отчетности о хранении товаров на складе временного хранения, Общество не исполнило.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.
При изложенных обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильному выводу, что поскольку Общество имело реальную возможность для надлежащего и своевременного исполнения обязанностей, возложенных на владельца СВХ пунктами 27 и 32 Правил, то в действиях Общества имеется и состав, и событие правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что владелец СВХ в силу статьи 364 ТК РФ обязан представлять отчетность исключительно по требованию таможенного органа, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку арбитражные суды на основе системного толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 112 ТК РФ, пункта 27 Приказа N 958 с учетом принципов перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяющих запрет на установление требований, не предусмотренных актами таможенного законодательства, пришли к выводу о том, что исполнение обязанности по представлению отчетности о хранении товаров, помещенных на СВХ (по форме ДО1), не обусловлено дополнительным требованием таможенного органа о ее представлении.
При этом суды отметили, что в данном случае требование о предоставлении отчетности закреплено в таможенном законодательстве путем издания уполномоченным органом в области таможенного дела (Государственным таможенным комитетом Российской Федерации) Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом Комитета от 03.09.2003 N 958.
Судами признана несостоятельной ссылка Общества на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2009 N 17573/08, применимую к иным таможенным правоотношениям, регулируемыми иными нормами ТК РФ.
Обоснованно не принят арбитражными судами во внимание довод Общества о том, что Правила N 958 не относятся к актам таможенного законодательства на основании следующего.
Пунктом 2 статьи 3 ТК РФ предусмотрено, что таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, указанные в пункте 1 статьи 3 ТК РФ, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, Указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела (пункт 3 статьи 3 ТК РФ).
В пункте 1 статьи 5 ТК РФ определено, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.
Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 2 статьи 5 ТК РФ).
С учетом изложенных норм права арбитражные суды обеих инстанций, учитывая, что Правила N 958 утверждены приказом Государственного таможенного комитета России в пределах его компетенции, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.10.2003 за N 5183, пришли к правомерному выводу о том, что участники таможенных правоотношений обязаны руководствоваться положениями данных Правил.
Несостоятельным является довод Общества о том, что совершенное им административное правонарушение является длящимся, поскольку как обоснованно отметили арбитражные суды, нарушение установленных порядка или сроков представления отчетности образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения по каждой партии товара, помещаемого на СВХ, а не единое длящееся правонарушение, состоящее из нескольких однородных деяний.
При этом суды указали, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которым при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Арбитражными судами установлено, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Доводы заявителя в отношении отказа в объединении арбитражных дел не свидетельствуют о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых по настоящему делу судебных актов в силу частей 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора с учетом того, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, посягает на установленный законодательством порядок публичных общественных отношений, возникающих в процессе таможенного контроля, оценив доводы Общества, суды не установили оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе относительно представления отчетности по формам ДО2, ДО3 не принимаются судом кассационной инстанции как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора.
Ссылки Общества об отсутствии субъекта вменяемого административного правонарушения в связи с добровольным исключением ОАО "ИСК ЯНАО" из реестра владельцев СВХ подлежат отклонению, поскольку Общество исключено из реестра после вынесения административным органом оспариваемого постановления, а также позднее даты принятия судом первой инстанции обжалуемого решения.
Доводы заявителя о том, что Правила N 958 приняты до новой редакции Таможенного Кодекса Российской Федерации, отклоняются как не свидетельствующие о незаконности Правил 958, так как указанные Правила не утратили силу, не отменены и не оспорены в данной части в установленном порядке.
Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.07.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2858/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2011 г. по делу N А81-2858/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании