Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 г.
Открытое акционерное общество "Лидер" 15.04.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым N 42:24:0301011:890, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" в сумме 168 387 777 рублей 91 копейки и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр, расположенного относительно ориентира по улице Аллейная, 11 в городе Кемерово.
Также заявитель просил признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 168 387 777 рублей 91 копейки и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр.
Заявитель просил признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 32 598,67 кв.метров с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 168 387 777 рублей 91 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр.
Кроме того, заявитель просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 32 598,67 кв.метров с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 169 387 777 рублей 91 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции произвел замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
К участию в деле заинтересованным лицом привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 14.07.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 32 598,67 кв.метров с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 168 387 777 рублей 91 копейки и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр.
Также суд признал недействительным пункт 7 решения Федеральной службы Росреестра, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 168 387 777 рублей 91копейки и удельного показателя кадастровой стоимости 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр.
Суд признал незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра, которые выразились в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 32 598,67 кв.метров с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 168 387 777 рублей 91 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр.
На Управление Росреестра возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 32 598,67 кв.метров с кадастровым N 42:24:0301011:890 в сумме 169 387 777 рублей 91 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 165 рублей 48 копеек за 1 кв.метр
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверки отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы о несоблюдении органом кадастрового учета порядка построения статистической модели и расчета кадастровой стоимости исходя из определенного состава факторов, сведений об их значении, рыночной информации, ненадлежащей проверке предоставленного отчета.
В кассационной жалобе Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра просят отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра не согласны с выводами судов о несоблюдении порядка определения факторов стоимости без проведения сбора сведений об их значении, а также отсутствии доказательств использования исходной рыночной информации.
С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 результата государственной кадастровой оценки земельного участка Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра полагают, что оспариваемые действия не нарушают прав и интересов заявителя по делу, а принятые судебные акты не могут привести к восстановлению его прав.
Кроме того, заявители кассационной жалобы считают, что решение Федеральной службы (пункт 7), оформленное актом от 24.11.2008 N 2 о проверке отчета не содержит властного предписания, не нарушает прав и интересов заявителя, поэтому не может быть признано недействительным.
Также, по мнению этих органов, производство по делу в части требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка подлежит прекращению, поскольку фактически оспаривается постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, являющееся нормативным правовым актом.
В отзыве ОАО "Лидер" отклонило кассационную жалобу Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра. Заявитель по делу поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении порядка проведения административных процедур при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также возможности оспаривания оформленного актом от 24.11.2008 N 2 решения Федеральной службы о проверке отчета.
ФГУП "ФКЦ "Земля" отзыв на кассационную жалобу Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра не направило, извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Как усматривается из материалов дела, в собственности ОАО "Лидер" находится земельный участок площадью 32 598,67 кв.метров с кадастровым N 42:24:0301011:890, расположенный относительно ориентира по улице Аллейная, 11 в городе Кемерово.
По результатам государственной кадастровой оценки земель Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 168 387 777 рублей 91 копейки, сведения о которой 11.02.2009 стали известны ОАО "Лидер".
Ссылаясь на отчет ООО "НПФ "Инком Прайс" от 27.02.2010 об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 27 832 500 рублей, ОАО "Лидер" в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспорило достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, акт о его проверке, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в этот период времени, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка ОАО "Лидер" и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ОАО "Лидер" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует способу защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции не устранил ошибочные выводы суда первой инстанции о применении указанных норм права.
Таким образом, неправильные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ОАО "Лидер", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод о необходимости прекращения производства по делу в части требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка противоречит установленным обстоятельствам дела об утверждении этой оценки нормативным правовым актом в рамках проведения соответствующих административных процедур.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.07.2010 по делу N А27-5466/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по этому делу отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Лидер" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ОАО "Лидер", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2011 г. по делу N А27-5466/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5466/10
08.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8658/10
13.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3860/11
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3860/11
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3860/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3860/11
01.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-5466/2010
24.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8034/10
14.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5466/10