Общество с ограниченной ответственностью "Консалт-групп" (далее - ООО "Консалт-групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 17 (далее - Фонд социального страхования) от 26.01.2010 N 2741р об отказе в возмещении средств на выплату пособия по беременности и родам и пособия женщинам, вступившим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Решением от 25.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным оспариваемое решение от 26.01.2010 N 2741р Фонда социального страхования.
Постановлением от 30.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования, полагая, что при принятии судебных актов судами были неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, законодательство об обязательном социальном страховании не обязывает исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, безусловно, во всех случаях возмещать страхователю понесенные расходы по выплате пособий.
Заявитель также считает необоснованным вывод судов о том, что Фондом социального страхования не представлено доказательств создания Обществом искусственной ситуации, направленной на неправомерное возмещение пособий за счет средств Фонда, поскольку представленными страхователем для проведения проверки документами не подтверждается фактическое исполнение Д.Я.О. трудовых обязанностей, обусловленных должностной инструкцией; в документах, был выявлен ряд нарушений и несоответствия, которые впоследствии были исправлены только в ходе судебного разбирательства; заработная плата директору начислялась в размере, превышающем размер оклада остальных работников.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражными судами дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Консалт-групп" обратилось в Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 17 с заявлением о выделении средств на цели государственного социального страхования связанных с выплатой пособия по беременности и родам Д.Я.О. на сумму 60 331,60 руб.
По представленным документам Фондом социального страхования проведена камеральная проверка.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки Фондом 26.01.2010 принято решение N 2741р об отказе в возмещении средств на выдачу пособия по беременности и родам и пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки и беременности.
Не согласившись с указанным решением Фонда социального страхования, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпунктов 7, 8 и 10 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 225-ФЗ).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона N 225-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ за страховщиками закреплено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, суды установили, что трудовые отношения между работодателем ООО "Консалт-групп" и работником Д.Я.О. подтверждаются: приказом от 28.12.2008 о введении в штат должности директора по развитию, трудовым договором от 01.01.2009, приказом о приеме на работу от 01.01.2009 N 000004, справкой о доходах физического лица, должностной инструкцией, копиями приходно-кассовых ордеров подтверждено получение Д.Я.О. заработной платы в Обществе; факт получения Д.Я.О. от Общества пособия по беременности и родам, подтвержден журналом регистрации приказов по личному составу.
Наступление страхового случая Фонд не оспаривает, необоснованной выдачи лечебным учреждением больничного листа страховщиком не выявлено.
Судами также установлено, материалами дела подтверждается, что оклад, назначенный директору по развитию, установлен со дня введения в штат указанной должности и не изменялся в течение последующего периода, вплоть до ухода Д.Я.О. в отпуск по беременности и родам, не превысил оклад директора Общества Ш.Е.В.
При этом суд также указал на то, что допущенные опечатки и описки в расчетной ведомости по форме 4-ФСС за первый квартал 2009 года исправлены Обществом.
Как следует из штатного расписания от 11.01.2009 N 1, в штате Общества в первом квартале 2009 года числилось четыре работника.
Довод Фонда социального страхования о непредставлении Обществом доказательств экономической обоснованности начисления Д.Я.О. высокой зарплаты, апелляционным судом обоснованного отклонен, поскольку не подтвержден материалами дела.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Доказательств несоразмерности установленного размера заработной платы директору по развитию Д.Я.О., отсутствия реальных трудовых отношений между страхователем и указанным работником, наличия в действиях Общества искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фондом социального страхования не представлено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о правомерном начислении Обществом и выплате Д.Я.О. пособия по беременности и родам в заявленном Обществом размере.
Кроме того, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 утверждены "Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (далее - Методические указания).
Данные Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008 N 11667 и регламентируют, в частности, порядок проведения выездных проверок Фонда, составление и форму актов проверок, порядок вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя - работодателя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию с индексом "с/с".
Согласно пункту 17 Методических указаний описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования; начислении и уплате страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, либо указание на отсутствие таковых.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод арбитражного апелляционного суда о нарушении Фондом социального страхования указанных требований, так как в материалах проверки отсутствуют ссылки на нормы права, нарушенные Обществом при назначении Д.Я.О. оклада в завышенном, по мнению Фонда, размере, а также доказательства, подтверждающие вывод Фонда социального страхования о фиктивном трудоустройстве Д.Я.О. в Общество.
При этом, арбитражным апелляционным судом верно отмечено, что действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей и ограничений при определении работодателями размера заработной платы для своих работников.
Более того, из материалов дела видно, что страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование исчислялись и уплачивались Обществом исходя из установленного Д.Я.О. размера заработной платы. Данное обстоятельство в кассационной жалобе заявителем не опровергнуто.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Фондом социального страхования нарушения Обществом действующего законодательства и необоснованности непринятия к зачету расходов по выплате Д.Я.О. пособия по беременности и родам в сумме 60 331, 60 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Общества.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным Фондом социального страхования в апелляционной жалобе, которые были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом и им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций и влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4851/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из вышеизложенных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о правомерном начислении Обществом и выплате Д.Я.О. пособия по беременности и родам в заявленном Обществом размере.
Кроме того, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 утверждены "Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (далее - Методические указания).
Данные Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008 N 11667 и регламентируют, в частности, порядок проведения выездных проверок Фонда, составление и форму актов проверок, порядок вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя - работодателя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию с индексом "с/с".
Согласно пункту 17 Методических указаний описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования; начислении и уплате страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, либо указание на отсутствие таковых."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу N А27-4851/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании