Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 июля 2006 г. N Ф04-4644/2006(24853-А46-15)
(извлечение)
Открытое акционерное общество Акционерная Компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее ОАО АК "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее налоговый орган или инспекция) о признании недействительными решения от 29.11.2005 N 11-16/7773 и требований от 01.12.2005 NN 718, 190 об уплате единого социального налога, пени и штрафа.
Налоговый орган обратился с встречным заявлением о взыскании штрафа, начисленного по оспариваемому решению.
Решением от 14.04.2006 Арбитражного суда Омской области требования заявителя удовлетворены в полном объеме со ссылкой на их правомерность. В удовлетворении встречного требования налогового органа отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда. В качестве оснований ссылается на то, что вывод суда о недоказанности налоговым органом доначисленных сумм налога и пени не соответствует обстоятельствам дела. Выводы налогового органа о занижении налогооблагаемой базы основаны не только на данных карточки лицевого счета; предметом проверки были также первичные налоговые декларации по единому социальному налогу за 2003 год.
Представитель ОАО АК "Омскэнерго" отклонил изложенные в жалобе доводы по мотивам, указанным в отзыве; решение суда просит оставить без изменения.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ОАО АК "Омскэнерго", кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Материалами дела установлено, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО АК "Омскэнерго" уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год.
По результатам проверки принято решение от 29.11.2005 N 11-16/7773 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, ОАО АК "Омскэнерго" доначислен единый социальный налог в сумме 3 079 125,9 руб., соответствующая сумма пени.
На уплату налога, пени и штрафа инспекцией выставлены требования от 01.12.2005 года NN718 и 190.
Не соглашаясь с принятым решением и требованиями, ОАО АК "Омскэнерго" оспорило их в судебном порядке.
Налоговый орган обратился с встречным заявлением о взыскании штрафа в размере 615 825 руб.
Удовлетворяя требование о признании вышеуказанных ненормативных актов недействительными и отказывая в удовлетворении встречного требования налогового органа о взыскании штрафа, суд исходил из недоказанности инспекцией обоснованности доначисления единого социального налога.
При этом суд руководствовался положениями статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а лицо, которому адресовано требование налогового органа о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Судом установлено, что в нарушение указанных норм налоговым органом в ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации у ОАО АК "Омскэнерго" не истребовались какие-либо документы, подтверждающие те или иные положения представленной обществом налоговой декларации; инспекцией использованы данные налоговых деклараций и лицевых счетов, переданных в Межрайонную ИФНС России по Омской области из налоговых инспекций, в которых ранее на налоговом учете находились филиалы общества.
Поскольку лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика и не содержит необходимых данных для проверки обоснованности начисления налогов, данные документы правомерно не приняты судом в качестве надлежащих доказательств наличия у ОАО АК "Омскэнерго" задолженности по вышеуказанному налогу.
Оставляя решение суда без изменения, кассационная инстанция дополнительно считает, что при отсутствии доказательств противоправности действий налогоплательщика по уменьшению налогооблагаемой базы и наличия его вины вывод налогового органа о наличии состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным. Данный вывод налоговая инспекция вправе сделать только после проведения налоговой проверки истребуемых документов.
Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому отсутствуют основания для отмены решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.04.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1888/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2006 г. N Ф04-4644/2006(24853-А46-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании