Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 апреля 2004 г. N Ф04/1626-580/А27-2004/Ф04/1626-580а/А27-2004
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 6287/04 настоящее постановление отменено
Государственное учреждение Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования в лице его филиала N 15 (далее ФСС) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Открытому акционерному обществу (ОАО) "Осинникишахтострой" о взыскании 19422736,07 руб. капитализированных платежей.
В обоснование исковых требований ФСС ссылалось на пункт 2 статьи 1093 ГК РФ, пункт 2 статьи 23 Закона РФ N 125-ФЗ от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ), Указ Президента РФ N 1274 от 08.12.97 "О мерах по возмещению ущерба, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности" (далее Указ Президента РФ N 1274), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 Порядок внесения в Фонд социального страхования капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее Порядок внесения в ФСС капитализированных платежей).
Ответчик против заявленных в отношении него требований возражал и сослался на особый порядок финансирования средств для предприятий угольной промышленности, установленный Указом Президента РФ N 1274 и Постановлениями Правительства РФ N 1523 от 03.12.97 и N 1524 от 08.12.97. В соответствии с названными нормативными актами выделение средств на выплату и возмещение вреда работникам ликвидируемых предприятий угольной промышленности возложена на Министерство финансов РФ и ГУ "Соцуголь".
Кроме того, ответчик оспаривал расчеты истца и считал необоснованным включение в сумму капитализированных платежей дополнительных видов обеспечения.
Решением от 19.06.2003 (судья Л.О.В.), оставленным без изменения постановлением от 02.12.2003 (судьи С.В.К., К.Е.Н., Л.С.Е.), Арбитражный суд Кемеровской области требования истца признал обоснованными и взыскал с ответчика сумму капитализированных платежей 11651108,46 руб. Во взыскании суммы 7771627,61 руб. суд отказал по тем основаниям, что дополнительные расходы на санаторно-курортное лечение не могут быть отнесены к повременным платежам и обязанность их капитализации страхователями в период их ликвидации законодательством не предусмотрена.
С кассационными жалобами на состоявшиеся по делу решения обратились и истец и ответчик.
Истец (Кузбасское региональное отделение ФСС N 15) указывает на необходимость отмены состоявшихся по делу решений в части отказа во взыскании суммы 7771627,61 руб., т.к. считает, что решение и постановление арбитражного суда по этому вопросу приняты с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, арбитражный суд должен был применить и не применил при рассмотрении вопроса о сумме капитализированных платежей правила статей 1084, 1085 ГК РФ, в соответствии с которыми при причинении вреда гражданину возмещаются не только утраченный потерпевшим заработок, но и дополнительные расходы - расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и т.д.
Полагает, что арбитражным судом неправильно применены положения Порядка выплаты капитализированных платежей, устанавливающие, что в расчет капитализированных платежей включаются выплаты по каждому виду обеспечения по страхованию.
В дополнение к кассационной жалобе регионального отделения ГУ Кузбасское РО ФСС представило пояснения, в которых им поддерживаются доводы кассационной жалобы регионального отделения N 15 и излагается позиция по вопросу применения к ответчику особого порядка ликвидации ОАО "Осинникишахтострой". Полагает, что нормативными актами, на которые ссылается ответчик, не освобождают угледобывающие ликвидируемые предприятия от установленной законами обязанности по капитализации платежей.
Ответчик в лице председателя ликвидационной комиссии ОАО оспаривал правомерность взыскания с него суммы капитализированных платежей 11 651 108,46 руб. и считал, что при вынесении такого решения арбитражным судом неправильно истолкованы нормативные акты, устанавливающие особый порядок ликвидации особо убыточных предприятий угольной промышленности. В связи с этим настаивал на отмене решения и постановления Арбитражного суда Кемеровской области и полагал, что в иске в данном случае следует отказать.
Принявший участие в рассмотрении кассационных жалоб представитель ответчика доводы жалобы ОАО "Осинникишахтострой" поддержал и против доводов жалобы ФСС возражал, полагая, что состоявшиеся по делу решения подлежат отмене в части взысканных с ответчика сумм.
Законность принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции решений проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Анализ принятых по делу решений и доводов кассационных жалоб показал, что состоявшиеся по делу решения в части взыскания с ответчика суммы капитализированных платежей подлежат отмене по следующим основаниям.
По первой жалобе. Обжалуя состоявшиеся по делу решения в части невключения в расчет капитализированных платежей дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение в сумме 7771627,61 руб., Фонд социального страхования ссылается на статьи 1085, 1093 ГК РФ, статью 23 Закона N 125-ФЗ и Постановление Правительства РФ N 863 от 17.11.2000, утвердившее Порядок внесения в ФСС капитализированных платежей.
Арбитражный суд обеих инстанций правомерно указал на необоснованность этих доводов истца. В соответствии со статьей 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный заработок, который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в т.ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Таким образом, содержание этой статьи ГК РФ показывает, что возмещение перечисленных выше дополнительных расходов поставлено в прямую зависимость от их фактического понесения и их нельзя отнести к повременным платежам, капитализация которых предусмотрена Законом РФ N 125-ФЗ, Указом Президента РФ N 1274 и Порядком внесения в ФСС капитализированных платежей.
Настаивая на включении дополнительных расходов в сумму капитализированных платежей, ФСС, тем не менее, не представило арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о том, что эти расходы понесены либо будут понесены, кем понесены и в каком размере.
Правомерность выводов арбитражного суда по этому вопросу подтверждается и Порядком оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 332 от 28.04.2001. В пункте 3 названного Порядка указывается, что оплата названных дополнительных расходов производится ФСС РФ за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании этих норм материального права Арбитражный суд Кемеровской области сделал обоснованный и надлежащим образом мотивированный вывод о неправомерности требований истца в этой части.
По второй жалобе. Что касается решения арбитражного суда обеих инстанций о взыскании с ОАО "Осинникишахтострой" капитализированных платежей в сумме 11 651 108,46 руб., то оно принято с неправильным применением норм материального права.
В пункте 2 статьи 1093 ГК РФ допускается возможность выплаты потерпевшему при ликвидации юридического лица капитализированных платежей по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ N 1523 от 03.12.97 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" утверждено соответствующее Положение, в пункте 3 которого устанавливается, что средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, включенных в перечень Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (далее Межведомственная комиссия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 указанного Положения
Протоколом Межведомственной комиссии N 30 от 18.05.2001 (п. 1.3.) установлено, что ФСС РФ должен продолжить выплаты в возмещение вреда работникам ликвидируемых предприятий угольной промышленности за счет средств взимаемых страховых взносов действующих организаций угольной промышленности.
Протоколом этой Межведомственной комиссии N 31 от 25.12.2001 одобрена Программа ликвидации особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности в 2002 году и под пунктом 1.4. названного протокола предусмотрено финансирование по ликвидации ОАО "Осинникишахтострой" из средств государственной поддержки.
В связи с этим приказом Министерства энергетики РФ N 134 от 26.04.2002 и приложению к нему утвержден проект ликвидации данного акционерного общества, в котором стоимость затрат на возмещение вреда, причиненного работникам предприятия трудовым увечьем, профессиональными заболеваниями определена суммой в 75 000 руб.
В то же время в декабре 1997 был принят Указ Президента РФ N 1274 "О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности", возлагающий на Фонд социального страхования РФ обязанность консолидации средств, капитализируемых ликвидируемыми предприятиями угольной промышленности для возмещения вреда названным выше лицам, а также получение из федерального бюджета средств государственной поддержки угольной отрасли на эти выплаты.
Этим же Указом Правительству РФ поручено предусматривать в проектах Федерального бюджета 1998 и последующих годов необходимые на эти цели выплаты. Постановлением Правительства РФ N 1524 от 08.12.97 установлена обязанность Министерства топлива и энергетики РФ учитывать средства, необходимые на эти выплаты на ликвидируемых предприятиях угольной промышленности, а на Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ возложена обязанность предусматривать в проекте федерального бюджета отдельной строкой средства на государственную поддержку угольной отрасли.
Конечными исполнителями этого порядка выплат являлись Минфин РФ и ГУ "Соцуголь".
09.04.98 разработано Положение о порядке финансирования и доведения выплат в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, которым на ФСС РФ возложена обязанность представлять в Минтопэнерго РФ для включения в ежегодную бюджетную заявку на государственную поддержку угольной отрасли расчет средств, необходимых для названных выплат.
В соответствии с порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минфина РФ N 53н от 17.11.98, средства на возмещение вреда, причиненного работникам в процессе их трудовой деятельности, учитываются в расходах федерального бюджета, а для покрытия затрат, связанных с непредвиденными расходами на указанные цели, предусмотрено создание централизованного резервного фонда социальной поддержки.
Таким образом, анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что в отношении ликвидации ОАО "Осинникишахтострой" Правительством РФ установлен особый порядок ликвидации названного юридического лица и особый порядок выделения средств на выплаты в возмещение вреда пострадавшим на этом предприятии работникам. Выделение средств на эти выплаты ликвидируемому предприятию угольной отрасли не предусмотрено, кроме заложенных в проекте ликвидации, и получателем средств государственной поддержки угольной отрасли ответчик не является.
В связи с этим следует признать неправильными и противоречащими названным нормам материального права выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о том, что в Постановлениях Правительства РФ N 1523, 1274, 1524 не содержится положений, освобождающих угледобывающее ликвидируемое предприятие ответчика от установленной законом обязанности по капитализации платежей.
В результате неправильного применения норм материального права состоявшиеся по настоящему делу решения подлежат отмене в части взыскания с ответчика суммы 11 651 108,46 руб. в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 287 названного Кодекса полномочий судом кассационной инстанции принимается новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьями 289, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 19 июня 2003 г. и постановление от 2 декабря 2003 г. по делу N А27-5426/2003-3 Арбитражного суда Кемеровской области отменить в части взыскания с ОАО "Осинникишахтострой" суммы 11651108,46 руб.
Принять новое решение об отказе в иске.
Кассационную жалобу ответчика удовлетворить, а в удовлетворении кассационной жалобы истца отказать.
Суду первой инстанции произвести поворот исполнения судебных решений в случае их исполнения.
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2004 г. N Ф04/1626-580/А27-2004/Ф04/1626-580а/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 6287/04 настоящее постановление отменено