Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 апреля 2004 г. N Ф04/2098-792/А27-2004
(извлечение)
Дочернее холдинговой компании (далее - ДХК) "Кузбассразрезуголь" Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Разрез Осинниковский" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа N 313 от 04.06.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что статья 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ предусматривает, что стоимость отгруженной и неоплаченной на 01.01.2003 г. продукции включается в налоговую базу по налогу на пользователей автодорог. Налоговая база согласно ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, в данном случае, количественную характеристику полученной выручки. Поэтому заявитель считает, что включение стоимости продукции в налоговую базу и уплата налога осуществляется по мере возникновения объекта налогообложения - выручки от реализации, то есть по мере поступления оплаты.
Решением от 04.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области (судья П.) заявленные требования ДХК "Кузбассразреуголь" ОАО "Разрез Осинниковский" удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что требования статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ не распространяются на правоотношения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, в том числе и за 4 квартал 2002 года.
В апелляционную инстанцию решение сторонами не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган ссылается на то, что абзацем 3 статьи 4 Федерального закона N 110-ФЗ законодатель с целью наиболее правильного и полного исчисления и уплаты налогоплательщиком налога на пользователей автомобильных дорог прямо установил обязанность налогоплательщиков, применявших в 2002 году метод определения выручки "по оплате", исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год с применением метода "по отгрузке". Задолженность предприятия по состоянию на 01.01.2003 за отгруженную, но не оплаченную продукцию составляла 276 954 456 руб. Эту сумму заявитель обязан был включить в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку в 2003 году Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" уже не действовал, налог на пользователей автодорог не был установлен ни данным законом, ни законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Заключительные расчеты не являются налогом, поэтому нет оснований для применения ответственности и пени. Заключительные расчеты не могли быть отражены в налоговой отчетности за 2002 год. Фактически они отражены в декларации за 1 квартал 2003 года.
Суд не исследовал вопрос наличия у налогоплательщика на момент привлечения к налоговой ответственности переплаты по налогу на пользователей автодорог.
Заслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы отзыва, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, представленной заявителем в налоговый орган 27.03.2003, Межрайонной Инспекцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 5 по Кемеровской области, г. Осинники, в отношении ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Осинниковский" вынесено решение N 313 от 4.06.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в результате занижения налоговой базы в виде уплаты штрафа в размере 461 590 руб. 80 коп. Налогоплательщику также доначислен неуплаченный налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 2 307 954 руб., пени за несвоевременную оплату данного налога в сумме 202 869 руб. 15 коп.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, послужило неисполнение налогоплательщиком статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, а именно, занижение налоговой базы, в результате того, что налогоплательщиком в налоговой декларации за 2002 год при определении налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог не учтена сумма дебиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2003 в размере 230 795 380 руб.
По мнению налогового органа, эта сумма не только должна была быть учтена в налоговой базе для исчисления суммы налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, но и должна быть отражена в налоговой декларации за 2002 год. Обществом не исчислен данный налог в сумме 2 307 954 руб.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез Осинниковский" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 пункт 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2128-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из п. 1 ст. 19 названного закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе, налог на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии с положениями статей 9 и 21 Федерального закона N 110-ФЗ, статья 5 закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2003.
Исходя из положений ст. 4 Закона N 110-ФЗ, на налогоплательщиков, применявших в 2002 году различные способы определения выручки, возложена обязанность исчисления и уплаты налога на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003, исходя из ставки, действовавшей в 2002 году, в срок до 15.01.2003.
В соответствии с абзацем 3 статьи 4 Федерального закона N 110-ФЗ предусмотрено, что для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003 года. То есть, законодателем прямо установлена обязанность налогоплательщиков, применявших в 2002 году метод определения выручки "по оплате", исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год с применением метода "по отгрузке".
Обязанность по исчислению и уплате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды распространяется на налогоплательщиков до 01.01.2003, то есть до вступления в законную силу статьи 9 Федерального Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, отменяющего данный налог.
Кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции в данном случае неправильно применен материальный закон, в связи с чем состоявшееся по делу решение подлежит отмене, дело - направлению на новое судебное рассмотрение, поскольку судом не исследованы в полном объеме доводы заявителя об имеющейся у него переплате по данному налогу в тот же бюджет на момент принятия оспариваемого решения.
Определение суда от 08.10.2003 о проведении сторонами акта сверки расчетов спорных сумм в установленный срок не исполнено. В судебном заседании 04.12.2003 этот вопрос в полном объеме не исследован.
Суд в нарушение требований части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привел в решении доказательств, на которых были основаны выводы суда об обстоятельствах дела и мотивы, по которым отклонены приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать изложенные в настоящем постановлении обстоятельства и в зависимости от этого - принять решение по существу спора.
В соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решить вопрос о судебных расходах.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04.12.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7481/2003-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2004 г. N Ф04/2098-792/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании