Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 апреля 2004 г. N Ф04/1751-214/А75-2004
(извлечение)
Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ООО "Контракт".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.11.2003 в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что заявлено требование о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение по данному делу в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Просит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, судом нарушена статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ООО "Контракт" подлежит ликвидации в связи с неоднократными нарушениями требований налогового законодательства, части 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном порядке не представлен.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу решения, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела суд установил, что ООО "Контракт", как юридическое лицо, зарегистрировано администрацией муниципального образования города Нягань Ханты-Мансийского автономного округа N 49 от 07.05.99. На основании данного постановления выдано свидетельство о государственной регистрации N 58946.
В качестве правового основания требования о ликвидации ООО "Контракт" истец указывает на грубое нарушение требований законодательства и обосновывает свои требования нормами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 23, 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21.11.96, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, части 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Указанные нормы, предоставляя право налоговым органам предъявлять требование о ликвидации юридического лица в суд, тем не менее, не устанавливают, что такое решение должно быть принято только в порядке искового производства. Данные нормы регламентируют, что такой иск должен быть предъявлен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица может быть осуществлена в добровольном порядке по решению учредителей (участников) или органа юридического лица.
При определенных условиях ликвидация юридического лица может быть осуществлена в принудительном порядке по решению суда, а также по решению суда вследствие признания юридического лица банкротом.
Целью ликвидации юридического лица является прекращение его существования после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Суд пришел к правильному выводу о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих осуществление ликвидируемым, юридическим лицом деятельности и нарушение законодательства в процессе осуществления этой деятельности.
Судом установлено, что ООО "Контракт" с 2002 года не выполняет предусмотренные законом обязанности по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Фактическое местонахождение ответчика неизвестно.
Указанные обстоятельства являются признаками, свидетельствующими об отсутствии предпринимательской или иной деятельности, о ее фактическом прекращении ответчиком.
Истец до вынесения решения основание своих требований не изменял.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о признании требований Инспекции необоснованными и не подлежащими удовлетворению в виду того, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в порядке упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.11.2003 по делу N А75-2297-Г/03 следует оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.11.2003 по делу N А75-2297-Г/03 оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2004 г. N Ф04/1751-214/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании