Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Печенкиной Н.А, судей Хорошевской М.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Стрехнинского сельского поселения на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 17 января 2024 года по административному делу N2а-9/2023 по административному иску Ишимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю. на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, с возложением обязанности в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в с. Стрехнино установить две емкости для хранения пожарного запаса воды в количестве двух штук в квартале улиц проезд Целинный-ул. Целинная, 9, две емкости в количестве двух штук вдоль улиц и рядом с мечетью по ул. Карбышева, выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения, на водопроводе установить 13 гидрантов с шагом 200 метров; в п. Лозовое установить две емкости по две штуки для хранения пожарного запаса воды на территории ЗАО "Племзавод - Юбилейный" в районе ул. Площадь спортивная выполнить устройство пожарного водопровода с установкой 5 пожарных гидрантов с подключением к существующим объектам водоснабжения.
В обоснование административных требований указал, что 25 марта 2022 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка администрации, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в необеспечении территории населенных пунктов с. Стрехнино, п. Лозовое Стрехнинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент, Федеральный закон N123-ФЗ), пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), п.п. 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130).
Решением Ишимского районного суда Тюменской области от 26 сентября 2023 года административный иск прокурора удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
На администрацию возложена обязанность в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в с. Стрехнино установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2шт *2 емкости) в квартале улиц проезд Целинный- ул. Целинная, 9, (2шт *2 емкости) вдоль улиц и рядом с мечетью по ул. Карбышева, выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения, на водопроводе установить гидранты (13 штук) с шагом 200 метров; в п. Лозовое установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2шт *2 емкости) в районе улиц Площадь спортивная; выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов (5 шт.) с подключением к существующим объектам водоснабжения.
В удовлетворении остальной части административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 17 января 2024 года решение суда первой инстанции изменено.
Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
На администрацию возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями Технического регламента, Правилами противопожарного режима.
В поданной 10 июля 2024 года кассационной жалобе представитель администрации поселения просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами не приняты во внимание и не получили правовой оценки доводы административного ответчика о том, что Постановлением администрации Ишимского муниципального района от 21 ноября 2022 года N239 утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 - 2025 годы". Приложением N 4 к Программе утвержден перечень мероприятий по устройству необходимого количества новых источников наружного противопожарного водоснабжения Ишимского муниципального района на 2023 и последующие годы. Программа разработана с учетом финансового обеспечения местных бюджетов и корректируется при соответствующем финансировании. Отмечает, что по мере финансовой возможности обустройство источниками наружного пожаротушения производится. Полагает, что принятое решение нарушает конституционное право органа местного самоуправления на осуществление своих полномочий, в частности на признание и гарантирование в Российской Федерации местного самоуправления, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что финансирование мероприятий по пожарной безопасности осуществляется из областного бюджета и в настоящее время бюджет администрации сельского поселения не располагает финансовыми средствами для осуществления мероприятий по обеспечению источниками наружного пожаротушения в требуемом объеме.
Выражает несогласие с установленным в судебных актах сроком для их исполнения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон N123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 62 Федерального закона N123-ФЗ предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организации и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
В силу статьи 68 Федерального закона N123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2. Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема): складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Как следует из материалов дела, ОНД и профилактической работы "Ишимский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка в администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района, в ходе которой был установлен факт неисполнения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, свидетельствующий о том, что территории населенных пунктов с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных статьей 68 Технического регламента, пунктом 75 Правил противопожарного режима; пунктами 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130, о чем составлен акт от 31 мая 2021 года.
Глава Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей по постановлению должностного лица по пожарному надзору от 27 мая 2021 года.
В соответствии с экспертным заключением судебной строительно-технической экспертизы ООО "Региональный Центр Строительных Исследований "Артель" от 27 апреля 2023 года, в с. Стрехнино необходимо установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 шт х 2 емкости) в квартале улиц проезд Целинный - ул. Целинная, 9 (2 шт х 2 емкости) в вдоль улиц и рядом с мечетью по ул. Карбышева, выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения, н водопроводе установить гидранты (13 штук) с шагом 200 метров; в п. Лозовое необходимо установить емкости для хранения пожарного запаса воды (4 шт х 2 емкости) на территории ЗАО "Племзавод -Юбилейный" и в район ул. Площадь спортивная выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов (5 штук) с подключением к существующим объектам водоснабжения (л.д. 111-152 т.1).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, районный суд пришел к выводу, что административный ответчик не в полной мере реализует полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, по обеспечению с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, что при отсутствии определенных мест забора воды из естественных водоемов влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенных пунктов, что угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Учитывая характер работ необходимых для исполнения решения суда и их финансирование из местного бюджета, климатические условия, суд посчитал необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу.
Судебная коллегия согласилась с такими выводами суда первой инстанции, оставив решение районного суда без изменения по существу.
При этом, суд апелляционной инстанции указал на право администрации на альтернативный выбор источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом имеющихся на территории населенных пунктов источников наружного противопожарного водоснабжения с приведением их в соответствии с требованиями закона, в связи с чем пришел к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции, изложении резолютивной части решения в новой редакции о возложении обязанности на администрацию обеспечить с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями Технического регламента, Правилами противопожарного режима.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не приняты во внимание и не получили правовой оценки доводы административного ответчика о том, что Постановлением администрации Ишимского муниципального района от 21 ноября 2022 года N 239 утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 - 2025 годы", Приложением N 4 к Программе утвержден перечень мероприятий по устройству необходимого количества новых источников наружного противопожарного водоснабжения Ишимского муниципального района на 2023 и последующие годы, несостоятельны.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что разработка плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку нарушения требований пожарной безопасности в Стрехнинском сельском поселении не устранены.
Недостаточность финансового обеспечения местного бюджета, на что указывает заявитель кассационной жалобы, не может являться основанием для освобождения администрации от исполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что принятое решение нарушает конституционное право органа местного самоуправления на осуществление своих полномочий, в частности на признание и гарантирование в Российской Федерации местного самоуправления, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, подлежат отклонению. Судами установлено и следует из материалов дела, что административный ответчик не в полной мере реализует полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности на территории сельского поселения, что влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенного пункта, угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы, определяя конкретный срок исполнения судебного акта, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, суды не усмотрели наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
Кроме того, в случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок, административный ответчик не лишен права на обращение в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке положений статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств и с выводами судов об установленных на основе оценки доказательств фактических обстоятельствах дела, а также с толкованием судами норм права, регулирующих спорные правоотношения, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемых судебных актов.
Фактически все доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию администрации, выраженную в судах нижестоящих инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных актах.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимского районного суда Тюменской области от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района- без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.