Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 апреля 2004 г. N Ф04/2193-274/А75-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Варьеганнефть" (далее - ОАО "Варьеганнефть") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 2/03 от 20.06.2003 в части привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2180460 руб. за неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - отчисления на ВМСБ) за 2002 год, в виде штрафа в сумме 43430,20 руб. за неполную уплату налога на имущество, а так же в части предложения уплатить суммы указанных налоговых санкций, неуплаченных налогов: отчислений на ВМСБ в сумме 10902300 руб. и налога на имущество в сумме 217151 руб., приходящиеся на них пени за несвоевременную уплату платежей - 2436228,64 руб. - по отчислениям на ВМСБ и 8545 руб. - по налогу на имущество.
Свои требования по отчислениям на ВСМБ заявитель мотивировал тем, что обязанности по их исчислению и уплате в 2001 году с нефти добытой, но не реализованной по состоянию на 01.01.2002 не возникло, а в связи с отменой отчислений на ВСМБ с 01.01.2002 обязанности по их уплате в 2002 году нет. Требования по налогу на имущество мотивированы тем, что заявитель правомерно исключал из налогооблагаемой базы по данному налогу незавершенные строительством скважины до момента подписания акта приема-передачи объектов основных средств заказчика.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 29.12.2003 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано,
В кассационной жалобе ОАО "Варьеганнефть" просит указанные решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержаны представителями сторон в судебном заседании.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2040-А/03 частично подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения ОАО "Варьеганнефть" законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и других обязательных платежей, соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2001 по 31,12,2002, платы за пользование водными объектами, платы за право пользования недрами, земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.
По результатам проверки составлен акт N 1 от 23.05.2003, на основании которого руководителем налоговой инспекции принято решение N 2/03 от 20.06.2003 о привлечении ОАО "Варьеганнефть" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и предложено уплатить доначисленные в ходе проверки налоги и соответствующие им суммы пеней.
Не согласившись с данным решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований в части доначисления суммы отчислений на ВМСБ, исходили из того, что период реализации нефти влияет на срок уплаты налога, но не исключает обязанность уплачивать отчисления на ВМСБ.
Кассационная инстанция находит данный вывод судебных инстанций обоснованным.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 19 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отчисления на ВМСБ относятся к федеральным налогам.
Согласно статье 44 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на ВМСБ,
Федеральным законом N 224-ФЗ от 30.12.1995 "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" установлены ставки отчислений на ВМСБ в процентном соотношении от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации", изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, по вопросам которые согласно части первой Налогового кодекса Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов, то есть до 01.01.2002.
Следовательно, до 01.01.2002 подлежал применению установленный ранее порядок уплаты отчислений на ВМСБ, регламентируемый выше обозначенными нормативными актами.
Данный вывод подтверждается так же пунктом 4 статьи 3 и статьей 16 Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", статьей 13 Федерального закона N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", которыми предусмотрено, что в отношении полезных ископаемых, добытых до 01.01.2002. отчисления на ВМСБ исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 01.01.2002, независимо от даты поступления денежных средств.
Судебными инстанциями установлено и сторонами не оспаривается, что по состоянию на 01.01.2002 у ОАО "Варьеганнефть" остаток нефти, добытой в 2001 году, составил 109023 тонны. Отгружена эта нефть была в январе 2002 года, оплата за нее произведена в январе-феврале 2002 года.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций о правомерности доначисления налогоплательщику суммы отчислений на ВМСБ в размере 10902300 руб.
Довод кассационной жалобы о том, что судебные инстанция практически придали Федеральному закону N 57-ФЗ от 29.05.2002 обратную силу, судом кассационной инстанции не принимается. Отмена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ отчислений на ВМСБ в материально-правовом смысле по своим последствиям является не отменой, а заменой данного вида обязательных платежей на налог на добычу полезных ископаемых, введенный в действие нормами указанного закона. Федеральный закон N 57-ФЗ от 29.05.2002 не вводил каких-либо новых дополнительных обязанностей наряду с существовавшими обязанностями налогоплательщиков, а только подтвердил факт сохранения прежнего порядка исчисления и уплаты отчислений на ВМСБ по нефти, добытой до введения нового налога.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя по налогу на имущество, судебные инстанции правомерно исходили из того, что налогоплательщик должен был включать в налогооблагаемую базу по данному налогу расходы на строительство скважин с первого числа месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа) согласно группового технического проекта.
Данный вывод судебных инстанций кассационная инстанция находит обоснованным,
В соответствии со статьей 2 Закона РФ N 2030-1 от 13.12.1991 "О налоге на имущество предприятии" налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у налогоплательщика.
Согласно пункту 4 Инструкции Госналогслужбы РФ N 33 от 08.06.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" расходы по строительству объектов основных средств включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на первое число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства, установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией.
В данном случае речь идет о затратах, которые учитываются по субсчету 08-3 счета 08 "Строительство объектов основных средств" и подлежат налогообложению в силу того, что истек срок строительства, установленный договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией.
В соответствии с положениями договоров N 46-Д от 16.01,1997 и N 81/00-Д от 01.03.2000, срок строительства одной скважины определяется согласно групповому техническому проекту. Согласно данному проекту продолжительность строительства одной скважины составляет 87,89 суток.
Исходя из групповых технических проектов, актов о приемке скважин из бурения в эксплуатацию, судебные инстанции обоснованно признали неправомерным невключение ОАО "Варьеганнефть" в налогооблагаемую базу по налогу на имущество затрат на строительство скважин с момента окончания их строительства.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не было правовых оснований для признания недействительным решения налогового органа N 2/03 от 20.06.2003 в части привлечения ОАО "Варьеганнефть" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 43430,20 руб. за неполную уплату налога на имущество, а так же в части доначисления неуплаченных отчислений на ВМСБ в сумме 10902300 руб. и налог на имущество в сумме 217151 руб., а так же пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 8545 руб.
Однако кассационная инстанция считает, что судебные инстанции неправомерно отказали заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным решение налогового органа N 2/03 от 20.06,2003 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату отчислений на ВМСБ за 2002 год и начисления ему пеней за несвоевременную уплату данных отчислений.
В соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" при пользовании недрами производятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Срок уплаты отчислений законом не установлен.
Согласно Инструкции Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы" установлен срок отчислений - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Статья 17 Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и действовавший ранее Закон РФ N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", относит налоговый период к числу существенных элементов налогового обязательства.
Согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.1999, то есть с даты введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, положение Инструкции Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996 в части, касающейся установления месячного налогового периода, как противоречащее Налоговому Кодексу Российской Федерации, утратило силу и не подлежит применению.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
В связи с тем, что Законом РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" не установлены сроки уплаты платежей за право пользования недрами и отчислений на ВМСБ, пени на них не начисляются.
Следовательно, начисление налоговым органом пеней и налоговых санкций по платежам в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, исчисленных и уплаченных с нарушением сроков, установленных Инструкцией Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996, является неправомерным.
Учитывая, что Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применил норму права, суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новое решение не передачу на новое рассмотрение.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде и рассмотрение кассационной жалобе подлежат возврату из федерального бюджета пропорционально удовлетворенных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287. пунктом 2 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2040-А/03 об отказе в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Варьеганнефть" в части признания недействительным требования Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу N 2/03 от 20.06.2003 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2180460 рублей за неуплату сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2002 год и суммы пеней в размере 2436228,64 рублей по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2002 год отменить.
Принять в этой части новое решение. Требования открытого акционерного общества "Варьеганнефть" в этой части удовлетворить.
В остальной части решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Варьеганнефть" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 600 (шестьсот) рублей, оплаченную за рассмотрение дела в арбитражном суде, выдать справку о возврате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2004 г. N Ф04/2193-274/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании