Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 июля 2004 г. N Ф04-5233/2004(А46-3214-24)
(извлечение)
Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации КФХ К.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2004 указанное решение оставлено без изменения.
Принятые судебные акты мотивированы отсутствием оснований для ликвидации крестьянского хозяйства.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как незаконные и необоснованные и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, КФХ К., созданное на основании Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" до введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, наделялось правами юридического лица и автоматически не утратило своего статуса.
Заявитель считает, что крестьянское хозяйство К. должно быть ликвидировано в связи с нарушением им пункта 3 статьи 26 Закона Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц".
Отзыв на кассационную жалобу в установленном порядке не представлен.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что КФХ К. зарегистрировано постановлением главы администрации Кормиловского района Омской области от 03.02.1993 N 27-п.
В качестве правового основания требования о ликвидации КФХ К. истец указывает на грубое нарушение требований законодательства и обосновывает свои требования нормами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Поскольку, по мнению истца, требования пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ не выполнены, суд обязан по требованию налогового органа, изложенному в исковом заявлении, вынести решение о ликвидации юридического лица - ответчика.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не вправе ссылаться на статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы которой не могут применяться по отношению к крестьянскому фермерскому хозяйству.
Материалами дела не подтверждено, что КФХ К. было создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1.
На момент предъявления иска ответчик является крестьянским хозяйством, деятельность которого регулируется Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ, вступившим в силу с 17 июня 2003 года.
В соответствии со статьей 3 названного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3 ст. 1 ФЗ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ к предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Условия и порядок прекращения деятельности фермерского хозяйства предусмотрены Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства является исчерпывающим (статья 21).
Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 22.11.90 N 348-1 также были предусмотрены условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Грубое нарушение закона в качестве основания прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не предусмотрено законом.
Нормы статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица к крестьянскому (фермерскому) хозяйству не применяются. Исходя из изложенного суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения иска о ликвидации КФХ К.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сделал аналогичные выводы.
Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке собранных по делу доказательств. Правовые основания для переоценки обстоятельств спора, установленных судом первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции.
Доводов, опровергающих выводы судов, заявителем не приведено.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов арбитражный суд первой инстанции и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения и постановления в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное решение от 04.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 18-849/03(А-386/04) следует оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Омской области - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 04.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 18-849/03(А-386/04) оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2004 г. N Ф04-5233/2004(А46-3214-24)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании