Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Мелихове М.Н.
с участием прокурора Каировой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2693/2024 по административному исковому заявлению Рощеня Евгения Анатольевича к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2023 N2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2024 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2023.
В указанный Перечень под пунктом 12980 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1047 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 80; под пунктом 12981 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1048 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 81; под пунктом 12977 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1020 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84.
Рощеня Е.А. обратился в суд с иском о признании вышеприведенных пунктов Перечня недействующими, ссылаясь на то, что указанные здания не используются в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Представитель административного истца Мясоедов В.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Петрухина Д.И. возражала против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 НК РФ).
Как следует из положений статей 399, 401, 403 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц", физические лица, собственники объектов недвижимости, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц. При этом на территории г. Москвы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена повышенная ставка налога на имущество физических лиц.
Согласно подп. 1 пункту 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества предусмотрены положениями статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", введенной Законом города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 1.1 указанного закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пояснений Правительства Москвы следует, что объект недвижимости включен в Перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка и вида фактического использования здания.
Как следует из пояснений Правительства Москвы вышеуказанные здания включены в Перечень на основании Актов от 2023 года, в соответствии с которыми здания используются в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания проводились в 2021, 2023 и в 2024 году. Основанием для включения вышеприведенных зданий в Перечни послужили Акты о фактическом использовании нежилых зданий за 2023 год.
Согласно Акту о фактическом использовании нежилого здания N91233388/ОФИ от 15 мая 2023 года, составленному без доступа, здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1048 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 81 на 25, 98 % используется под размещение офисов и объектов торговли; на приложенных к акту фотографиях зафиксирована надпись на фасаде здания - ОСТ и табличка " NAUMI ". Эта же табличка " NAUMI " запечатлена в Акте о фактическом использовании нежилого здания N91233388/ОФИ от 08 ноября 2021 года, согласно которому здание в целях ст. 378.2 НК РФ не используется. Отличие между указанными Актами состоит лишь в том, что в Акте 2021 года помещения площадью 118, 4 кв.м, расположенные на 1 этаже, отнесены к заводоуправлению, а в Акте от 2023 года - к офисам.
Из предоставленного договора аренды от 25.11.2022 года следует, что ООО "НАУМИ" в аренду переданы 1202, 9 кв.м в целях использования под административное помещение и склад. Основным видом деятельности ООО "НАУМИ" является производство прочей верхней одежды.
При изложенных выше обстоятельствах, суд признает, что при составлении Акта о фактическом использовании нежилого здания N91233388/ОФИ от 15 мая 2023 года сотрудники Госинспекции и ГБУ "МКМЦН" не располагали достаточными доказательствами, подтверждающими использование под офисы площади 118, 4 кв.м. Суд также отмечает, что при сходных данных при проведении обследования в 2024 году к использованию под офисы отнесено только 98, 9 кв.м площади здания, расположенной на 1 этаже, при этом Акт N91243459/ОФИ за 2024 год не подтверждает факт использования более 20% здания в целях ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, основания для включения здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1048 расположенного по адресу: г. Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 81 в Перечень на 2024 год у Правительства Москвы отсутствовали.
Согласно Акту о фактическом использовании нежилого здания (строения) сооружения для целей налогообложения N91233389/ОФИ от 12 мая 2023 года здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1047 расположенное по адресу: г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 80 на 23, 8 % используется под размещение офисов и объектов торговли. Акт составлен без доступа в здание.
Оспаривая выводы, изложенные в данном Акте административный истец предоставил договоры аренды, согласно которым помещения, расположенные в данном здании переданы в аренду ООО "КОЛОП РУС", ИП Дорохиной Л.А. и ООО "Фигурата" под административные цели и склады. При этом договоры с указанными лицами действовали и на момент проверки о фактическом использовании здания проведенной в 2024 году. Согласно Акту N9124358/ОФИ от 25 июля 2024 года только под размещение объектов торговли используется 541, 96 кв.м от данного здания.
Оценивая предоставленные истцом доказательства на предмет их достоверности, суд исходит из того, что основным видом деятельности ООО "КОЛОП РУС" согласно выписки из ЕГРЮЛ является "торговля оптовая неспециализированная", основным видом деятельности ООО "Фигурата" - торговля оптовая нательным бельем. Согласно данным сети "Интернет" компания Фигурата располагается по адресу: г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 80 и осуществляет оптовую продажу женского и мужского белья. Площадь помещений, сданных ООО "Фигурата" составляет 572 кв.м, что значительно более 20% от площади здания. Факт размещения ООО "Фигурата" на площади 511, 6 кв.м зафиксирован в Акте N9124358/ОФИ от 25 июля 2024 года. Учитывая сведения об основном виде деятельности ООО "Фигурата", а также сведения, полученные из открытых источников, суд критически относится к предоставленным договорам аренды, полагая, что на арендованной площади компания осуществляет торговую деятельность.
Вывод об осуществлении компании торговой деятельности на арендованной территории основан на следующем.
В статье 378.2 Налогового кодекса не даны определения таких специфических понятий как "торговый объект" и "магазин". В связи с этим при определении указанных понятий следует исходить из иных норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.
В статье 2 ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции действующей на момент принятия оспариваемых нормативных актов) под торговой деятельностью (далее также - торговля) понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Под торговым объектом понимается - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пунктам 20-22 "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст под торговым предприятием (предприятие торговли) понимается Имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
К торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли.
К предприятиям оптовой торговли относят оптово-распределительные и логистические центры, товарные склады, магазины-склады, центры оптовой и мелкооптовой торговли и др.
Торговые предприятия делятся на следующие типы: магазин; универсальный магазин; специализированный магазин; гастроном; супермаркет; дискаунтер; минимаркет; универмаг; магазин-салон; гипермаркет; магазин самообслуживания; стоковый магазин; магазин-склад; комиссионный магазин; магазин-приемоизготовительный пункт; торговый центр; торговый комплекс; аутлет-центр; молл; интернет-магазин; автозаправочная станция; автомагазин; торговый автомат; автоцистерна; торговый павильон; киоск; торговая палатка; бахчевой развал; елочный базар; торговая тележка; торговая галерея; даркстор.
Согласно пункту 55 ГОСТ Р 51303-2023 интернет-магазин это часть торгового предприятия/торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.
В соответствии с пунктом 66.1 ГОСТ Р 51303-2023 к дарксторам относят здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, помещение или часть помещения, предназначенные и используемые для приема, хранения товаров, а также их комплектования в заказы (с последующей доставкой), осуществленные потребителями посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исходя из изложенного, деятельность компании Фигурата осуществляющей оптовую торговлю через сеть "Интернет" с возможностью забрать товар с места его хранения является торговой деятельностью подпадающей под действие ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, основания для признания недействующим пункта 12980, которым в Перечень на 2024 год включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1047 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 80 у суда отсутствуют.
Рассматривая вопрос о правомерности включения в перечень на 2024 год здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1020 расположенного по адресу: г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84, суд исходит из следующего.
Согласно Акту о фактическом использовании нежилого здания (строения) сооружения для целей налогообложения N91234395/ОФИ от 12 мая 2023 года здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1020 расположенное по адресу: г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84 на 25, 2 % используется в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
В опровержение выводов, изложенных в данном акте административным истцом предоставлены договоры с ООО "СВОК", ООО "РЕАЛИСТ", ООО "Торговый дом "Орегана", ООО "Хэн Юн", ООО "Бибомания", ООО "АПРБ -Центр", согласно которым помещения переданы указанным лицам под складские цели, а также договор с ООО "Профито-Авантаже" согласно которому помещение передано в аренду под швейных цех.
Суд критически относится к разрешенному использованию помещений, указанному в договорах аренды, заключенных с ООО "Бибомания", ООО "Торговый дом "Орегана", ООО "РЕАЛИСТ" в связи со следующим.
Так, согласно выписки из ЕГРЮЛ основными видами деятельности ООО "Бибомания", ООО "Торговый дом "Орегана", ООО "РЕАЛИСТ" является оптовая торговля. При этом за ООО "РЕАЛИСТ" по адресу: г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84 зарегистрирована контрольно-кассовая техника. Согласно сайту ООО "РЕАЛИСТ" по адресу, г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84 им осуществляется выдача товара. Согласно сайту ООО "Бибомания" по состоянию на 17.06.2024 года у покупателей также имелась возможность забрать товар самостоятельно со спорного адреса.
Таким образом, по основаниям приведенным выше деятельность указанных компаний является торговой, подпадающей под действие ст. 378.2 НК РФ.
Также суд критически относится к предоставленной истцом суду информации о том, что ООО "Торговый дом "Орегана" использует арендуемые помещения по адресу г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84 под складские цели, поскольку согласно открытым данным из сети Интернет ООО "Торговый дом "Орегана" занимается продажей специй по указанному адресу. Таким образом, только площадь помещений занятых указанными компаниями превышает 20% от площади здания (226, 6 +117, 3 +357, 7), что свидетельствует о правомерности включения здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1020 расположенного по адресу: г.Москва, проезд Электролитный дом 3 стр. 84 в Перечень на 2024 год.
Суд отмечает, что при обследовании 25 июля 2024 года сотрудниками ГБУ "МКМЦН" зданий с кадастровыми номерами 77:05:0003002:1020 и 77:05:0003002:1047 установлено фактическое использование зданий в целях ст.378.2 НК РФ (Акт N9124358/ОФИ и Акт N91243457/ОФИ).
Исходя из вышеизложенного в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующим с 1 января 2024 года пункт 12981 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 21.11.2023 N2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП", в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Рощеня Евгения Анатольевича к Правительству Москвы удовлетворить частично.
Признать недействующим с 1 января 2024 года пункт 12981 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 21.11.2023 N2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП".
В удовлетворении требований Рощеня Евгения Анатольевича о признании недействующими с 1 января 2024 года пунктов 12980, 12977 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции Постановления Правительства Москвы от 21.11.2023 N2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП", отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 29.08.2024 года.
Судья Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд частично удовлетворил иск о признании недействующим пункта перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указав на недостаточность доказательств фактического использования одного из зданий в целях, предусмотренных Налоговым кодексом. Остальные требования истца были отклонены, так как здания соответствовали критериям для включения в перечень.