Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 сентября 2005 г. N Ф04-5880/2005(14641-А67-26)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Дорремтранс "Березовское" (далее - ЗАО "Дорремтранс "Березовское"), город Томск, обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Томску отделение N 2 (далее - Инспекция) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в уклонении от зачета излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в размере 141 853 рублей 20 копеек.
Решением от 02.11.2004 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2005, заявленные требования удовлетворены. Бездействие налогового органа признано незаконным. Суд обязал Инспекцию восстановить нарушенные права ЗАО "Дорремтранс "Березовское" путем зачета излишне уплаченной в региональный бюджет Томской области суммы налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в размере 141 853 рублей 20 копеек в счет авансовых платежей по транспортному налогу организаций за 2004 год в сумме 141 853 рублей 20 копеек, зачисляемому в региональный бюджет Томской области.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что после вступления в силу определений Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О, положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" утратило силу. Не могут применяться ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные Законом Томской области от 18.09.2001 N 103-03 "О ставках и сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств".
Признан несостоятельным довод налогового органа об отсутствии оснований для зачета 141 583 рублей 20 копеек и непредставлении сведений о переплате по налогу с владельцев транспортных, как несоответствующий материалам дела.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Томску отделение N 2, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Полагает, что оснований для зачета 141 853 рублей 20 копеек у налогового органа не было, поскольку учет налога велся Областным государственным учреждением "Управление автодорог Томской области", а налоговый орган руководствовался информацией, переданной данным органом. Кроме того, согласно оборотно-сальдовой ведомости, сумма излишне уплаченного налога составила 24 039 рублей 46 копеек.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что платежными поручениями N 143 от 20.05.2002 и N 158 от 06.06.2002 ЗАО "Дорремтранс "Березовское" перечислено 141 907 рублей 46 копеек налога с владельцев транспортных средств, исчисленного по ставкам, установленным Законом Томской области от 18.09.2001 N 103-03 "О ставках и сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств". При этом обществом в платежных поручениях был указан код бюджетной классификации - 4010202.
21.07.2004 ЗАО "Дорремтранс "Березовское" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, рассчитав ставку данного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 с применением коэффициента деноминации 0,001, установленного Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен". Согласно данной декларации, налог с владельцев транспортных средств за 2002 год следовало уплатить в сумме 54 рублей 26 копеек.
Одновременно с уточненной декларацией налогоплательщиком подано заявление о зачете излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в размере 141 853 рублей 20 копеек в счет авансовых платежей по транспортному налогу организаций за 2004 год, зачисляемых в региональный бюджет Томской области.
В письме налогового органа N 21-5006 от 28.07.2004 какой-либо информации о зачете либо об отказе от зачета суммы излишне уплаченного налога не содержится.
Считая бездействие налогового органа по зачету излишне уплаченной сумм налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в размере 141 853 рублей 20 копеек незаконным, противоречащим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования ЗАО "Дорремтранс "Березовское", правомерно исходил из следующего.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые в силу пункта 5 данной статьи могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
Законом Томской области N 103-ОЗ от 18.09.2001 "О ставках и сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств" установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Определениями Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", признано утратившим силу и не подлежащим применению в связи с несоответствием ее статья 57 и 75 Конституции Российской Федерации.
Статьей 87 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 21.07.1994 "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что признание нормативного акта или договора, либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционном, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.
Согласно нормам статьи 79 указанного Закона, решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" не подлежат применению с 10.04.2002, следовательно, с указанной даты не подлежат применению положения Закона Томской области N 103-O3 от 18.09.2001 "О ставках и сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств", которым установлены повышенные, по сравнению с предусмотренными федеральным законом, ставки налога.
Исследуя материалы дела и представленные доказательства, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии переплаты налогоплательщиком налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в сумме 141 853 рублей 20 копеек (141 907 рублей 46 копеек - 54 рубля 26 копеек), которая подлежит зачету в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, как излишне уплаченная.
Материалами дела подтверждается наличие переплаты налогоплательщиком налога с владельцев транспортных средств в размере 141 853 рублей 20 копеек.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не принимаются кассационной инстанцией, поскольку они были предметом исследования судом первой и апелляционной инстанций им дана правильная правовая оценка.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что судебными инстанциями полно в всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.01.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11177/04 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2005 г. N Ф04-5880/2005(14641-А67-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании