Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 сентября 2003 г. N Ф04/4911-1616/А27-2003
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Кемерово (далее - ГУ УПФ) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС) от 13.03.2003 NN 9273, 9277, от 14.03.2003 NN 9283, 9304, 9313, 9327.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.03 (судья К.О.Г.) заявления ГУ УПФ удовлетворены, решения Инспекции МНС признаны незаконными как противоречащие статьям 39, 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК).
Постановлением апелляционной инстанции от 16.07.03. (Судьи К.Е.Н., М., С.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенное по делу решение и принять новое - об отказе ГУ УПФ в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Представитель ГУ УПФ просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых налоговым органом судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.11.2002 ГУ УПФ в Инспекцию МНС направлены заявления о возврате в порядке статей 21, 78 НК сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Инспекцией МНС в соответствии со статьями 31, 88 НК проведены камеральные проверки бухгалтерской отчетности и расчетов по вопросу правильности исчисления НДС.
По результатам проверок составлены акты о нарушении ГУ УПФ налогового законодательства, выразившемся в невключении в облагаемый оборот по НДС денежных средств, связанных с расчетами по оплате услуг по доставке пенсий. На основании материалов проверок Инспекцией МНС вынесены решения оспариваемые заявителем об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в связи с тем, что доначисленные суммы налога не образуют недоимки в лицевом счете налогоплательщика.
Полагая, что данные решения нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, поскольку оказание услуг по доставке пенсий относится к операциям, указанным в п. 3 ст. 39 НК и в силу п.п. 1 п. 2 ст. 146 НК не признается объектом налогообложения НДС, ГУ УПФ обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Удовлетворяя заявления ГУ УПФ, арбитражный суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС о том, что денежные средства, получаемые отделами доставки пенсий Управления ПФ РФ за услуги по доставке пенсий, должны включаться в налоговую базу по НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В тоже время пунктом 2 настоящей статьи установлено, что не признаются реализацией операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК, в частности (применительно к предмету спора) операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Исходя из анализа положений действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения основным видом деятельности Пенсионного фонда РФ является сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий, пособий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ) назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что доставка и пересылка пенсий осуществляется ГУ УПФ в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также постановлением Правления ПФ РФ от 16.04.2001 N 53 "О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению ПФР по Кемеровской области". Финансирование расходов на эти цели предусматривается отдельной строкой в составе расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, утверждаемого Федеральным Собранием, и производится через Отделение ПФР по Кемеровской области.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых решений, поскольку ГУ УПФ, являясь в силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ некоммерческой организацией, осуществляющей назначение (перерасчет) и выплату государственных пенсий в качестве основного вида уставной деятельности, финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в принятых по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.03. и постановление апелляционной инстанции от 16.07.03. по делам N А27-4180, 4181, 4182, 4183,4184,4185/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2003 г. N Ф04/4911-1616/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании