Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 сентября 2003 г. N Ф04/4844-1631/А27-2003
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04-6551/2(А27-4614-3)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N12 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промсвязь" (далее - ООО "Промсвязь") о взыскании штрафных санкций в размере 200 руб., в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.06.2003 (судья Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у должника обязанности по уплате налога с продаж, и как следствие, обязанности представлять в налоговый орган налоговой декларации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое. Инспекция МНС указывает, что обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Отзыв от ООО "Промсвязь" на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Промсвязь" представило 21.10.2002 в Инспекцию МНС налоговую декларацию по налогу с продаж за июль 2002 года и август 2002 года.
Инспекцией МНС на основании акта проверки N 189 от 05.11.2002 вынесено решение N 189 от 06.12.2002 о привлечении ООО "Промсвязь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 200 руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, по мнению Инспекции МНС, послужило нарушение ООО "Промсвязь" срока представления налоговых деклараций (срок представления декларации за июль 2002 года - не позднее 20.08.2002; за август 2002 - не позднее 20.09.2002).
Требование N 189к об уплате сумм штрафа со сроком исполнения до 26.12.2002 не исполнено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у должника обязанности по уплате налога с продаж, и как следствие, обязанности представлять в налоговый орган налоговой декларации.
Обязанность налогоплательщика представлять в соответствующих случаях налоговую декларацию предусмотрена подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а ответственность за ее непредставление статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налогов обусловлена положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
В соответствии со статьей 348 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога с продаж, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.
Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации (статья 349 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции, делая вывод о том, что ООО "Промсвязь" не является плательщиком налога с продаж, не исследовал по существу вопрос деятельности общества, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, определяющие правоспособность организации.
Учитывая, что допущенные нарушения норм процессуального права могли привести к принятию неправильного решения и не могут быть устранены кассационной инстанцией, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, истребовать от сторон при необходимости доказательства, имеющие отношение к предмету спора, дать им оценку, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.06.2003 по делу N А27-3905/2003-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2003 г. N Ф04/4844-1631/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании